О гарантиях защиты права на охрану здоровья и медицинское обслуживание в Кыргызской Республике
Авторы: Убайдулла уулу Исхак
.Рубрика: Социологические науки
Страницы: 129-132
Объём: 0,22
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018
Библиографическое описание: Убайдулла у. И. О гарантиях защиты права на охрану здоровья и медицинское обслуживание в Кыргызской Республике // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 129-132.
Аннотация: В статье проведена попытка раскрыть теоретические вопросы гарантий защиты права на охрану здоровья и медицинское обслуживание в Кыргызской Республике. Анализируются законодательные основы и механизмы защиты данного права.
Согласно статье 1 Конституции[1] Кыргызская Республика провозглашена как социальное государство, основной целью и принципом которого является создание условий для достойной жизни и развития личности, что также развито и в п. 1 ст. 9 основного закона страны. В качестве одной из приоритетных сфер деятельности социального государства является развитие здравоохранения, составных его структур, обеспечение высокого уровня здоровья населения, признание и обеспечение права на охрану здоровья. Закрепление гарантий поддержки в Конституции Кыргызской Республики категорий граждан, которые социально незащищены, охраны труда и здоровья, а также гарантий развитости систем медицинского обслуживания, считаем, может выступить организационно-правовой гарантией защиты права на охрану здоровья в Кыргызской Республике.
Провозглашение в ст. 47 Конституции КР[2] права на охрану здоровья, безусловно, является главной конституционно-правовой гарантией его защиты. Закрепленность прав на уровне конституции является основанием отнесения его в число основных прав, что в свою очередь предполагает особенность процедуры его защиты. Как одну из особенностей конституционных прав и свобод считают особый механизм их реализации, так как они считаются непосредственно действующими, что отмечено и в п. 2 ст. 16 Конституции Кыргызстана[3]. Это указывает на то, что судебные и иные государственные органы обязаны издавать решения в защиту данного права даже в тех случаях, если отсутствуют конкретизирующие нормы отраслевых законов. Помимо этого, провозглашение данного права в Конституции страны, а равно признание его как основного может означать, во-первых, признание его как основной, базовой ценности, во-вторых, принадлежность его всем лицам без каких-либо ограничений, в-третьих, обладание наиболее высокой юридической силой.
Конституционно-правовой механизм защиты права на охрану здоровья подразумевает возможность как судебной, так и внесудебной формы его защиты. К тому же, п. 2 ст. 40 Конституции[4] закрепил право каждого защищать свои права и свободы любыми способами, которые не запрещены законом.
Важным процессуальным механизмом защиты конституционного права на охрану здоровья считается судебная защита. В Конституции Кыргызской Республики[5] в п. 1 ст. 40 закреплена гарантия каждого на судебную защиту его прав и свобод, отраженных в законах, международных договорах, участником которых является Кыргызстан, а также общепризнанных принципах и нормах международного права.
Судебная система Кыргызстана состоит из Верховного суда и местных судов, которые рассматривают судебные дела касательно вопросов нарушений прав и свобод человека в области охраны здоровья в рамках гражданского, уголовного, административного судопроизводства. Нормы гражданского процессуального, уголовно-процессуального кодексов регламентируют процедуры установления ответственности в сфере охраны здоровья.
Помимо судебной формы защиты прав и свобод существует также процедура защиты прав в несудебном порядке. К примеру, в Конституции Кыргызской Республики[6] закрепилено, что государство обеспечивает развитие внесудебных и досудебных методов, форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина, которые являются одним из организационно-правовых механизмов защиты прав и свобод человека. Так как права и свободы человека провозглашены в нашей стране как высшая ценность, определяют смысл и содержание деятельности государственных органов власти и местного самоуправления, безусловно, предполагается ответственность перед народом органов государственной власти и местного самоуправления. Это означает, что эти органы публичной власти обязаны обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, также и права на охрану здоровья. В этой связи можно утверждать об институциональном механизме защиты прав в сфере охраны здоровья. Граждане вправе обратиться в государственные органы власти и местного самоуправления для восстановления нарушенных прав и свобод, а также в целях получения информации в области охраны здоровья и др. Такое право закреплено в нормативных актах, регулирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Например, в Кыргызской Республике в соответствии со ст. 108 Конституции[7] функционирует институт Акыйкатчы (Омбудсмена), осуществляющий парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека. Этот институт введен в Кыргызской Республике с 2002 года, и анализируя отчеты деятельности Акыйкатчы можно увидеть, что данный институт занимает весьма важное значение в системе защиты прав и свобод человека.
Одним из основных государственных органов в сфере охраны здоровья в стране выступает Министерство здравоохранения. Оно реализует политику здравоохранения, а вместе с другими государственными службами и ведомствами курирует Программы государственных гарантий и другие целевые программы в области здравоохранения[8]. Оно ответственно за качество предоставляемых медицинских услуг, а также за контроль качества, безопасности и эффективности лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения этот орган государства вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области здравоохранения. В этой связи субъекты права на охрану здоровья могут в случаях нарушения их прав в области охраны здоровья обращаться за защитой нарушенных прав в Министерство здравоохранения. Более того, Министерство здравоохранения координирует работу и ведет контроль территориальных органов и организаций здравоохранения через координационные комиссии по управлению здравоохранением.
На соответствующих территориях административно-территориальной единицы исполнительную власть осуществляет местная государственная администрация согласно Закону КР «О местной государственной администрации». Данный закон предоставляет в его ведение широкие полномочия в различных сферах. Местные государственные администрации посредством своих координационных комиссий по управлению здравоохранением реализовывают национальную политику здравоохранения с разработкой и осуществлением территориальных программ здравоохранения и контролируют выполнение национальных, государственных и целевых программ здравоохранения.
По вопросу защиты прав в сфере охраны здоровья можно отметить, что согласно п. 8 ст. 9 вышеуказанного закона в компетенцию местной государственной администрации включено осуществление контроля за соблюдением прав граждан. Другими словами, граждане вправе обращаться в местную государственную администрацию в целях восстановления нарушенных прав и свобод.
Конституция Кыргызской Республики[9] также предоставляет гарантии получения гражданами медицинского обслуживания на бесплатной основе. Эта норма нашла свое развитие в Законе Кыргызской Республике «Об охране здоровья граждан»[10], в котором в качестве основного принципа государственной политики в области охраны здоровья граждан в Кыргызской Республике выделяется бесплатное пользование гражданами государственнх и муниципальных учреждений здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий.
Необходимо отметить, что бесплатное медицинское обслуживание является возможным на базе введения медицинского страхования. Медицинское страхование выступает важной финансово-правовой конструкцией защиты и обеспечения прав на охрану здоровья.
Список литературы
1. Факторы, влияющие на формирование правосознание граждан в переходный период развития кыргызского общества // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2015. Т. 15. № 6. С. 135-138.
Материал поступил в редакцию 18.05.2018
© Убайдулла уулу Исхак, 2018
[1] Конституция Кыргызской Республики принята референдумом 27 июня 2010 года.
[2] Конституция Кыргызской Республики принята референдумом 27 июня 2010 года.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Конституция Кыргызской Республики принята референдумом 27 июня 2010 года.
[6] Там же.
[7] Конституция Кыргызской Республики принята референдумом 27 июня 2010 года.
[8] Закон Кыргызской Республики «Об общественном здравоохранении» 24 июля 2009 года N 248 / Эркинтоо от 7 августа 2009 года N 68-69.
[9] Конституция Кыргызской Республики принята референдумом 27 июня 2010 года.
[10] Закона «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» / Эркинтоо, от 14 января 2005 г., № 3.