О правовом понятии территории государства
Авторы: Сайпидинов Дастанбек
.Рубрика: Юридические науки
Страницы: 142-145
Объём: 0,22
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018
Библиографическое описание: Сайпидинов Д. О правовом понятии территории государства // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 142-145.
Аннотация: В данной статье автором рассмотрены вопросы правового определения понятия территории государства. Анализируются формально-юридические свойства государственной территории.
В статье 1 Конституции Кыргызской Республики 2010 года[1] (В редакции Закона Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 года № 218) устанавливается, что полнота государственной власти Кыргызской Республики реализуется на своей территории, где самостоятельно осуществляется внутренняя и внешняя политика. Вместе с тем, статья 8 Конституции Кыргызской Республики устанавливает, что территория Кыргызской Республики в пределах существующей ее границы целостна и неприкосновенна. При организации управления государства и местного самоуправления территория Кыргызстана делится на административно-территориальные единицы, которые определяются законами. Как следует из приведенных конституционных норм, правовая основа определения категории «территория» не на должном уровне охватывает содержание данного понятия. То есть, не определены пространственные пределы территории Кыргызской Республики, где может реализовываться государственная власть внутри страны. В этой связи, считаем, что пункт 1 Статьи 8 Конституции Кыргызской Республики необходимо дополнить предложением «Территория Кыргызской Республики включает в себя сухопутное, водное, воздушное пространство и недра».
Данные положения составляют правовую основу универсального понятия термина территории. Необходимо отметить, что в этом контексте территория государства представляется не только в виде пространственного предела существования общества, определенного начала для функционирования социального организма, но и как своеобразное политическое, экономическое и культурное пространство, как предел реализации высшей власти внутри страны и грани, за пределами которого государство является как иностранной, внешней силой.
В трудах современных ученых дефиниция территории рассматривается несколько в ином ключе. К примеру, определяется, что «территория государства – это принадлежащая данному государству и находящаяся под исключительной его власти часть земного пространства над сушей и водой». В данном контексте имелся в виду только международно-правовой аспект государственной территории.
Спорным является то, что самим ученым предлагается понимать под территорией в международной и в национальной правовой науке какое-то земное, а также внеземное (космическое) пространство, отграниченное от иных земных пространств определенной поверхностью (границами) и имеющее определенный юридический статус и соответствующий ему правовой режим.
Следовательно, территория предполагается как часть государственной организации. Выражаясь иначе, территория, выступая частью земного пространства, представляет собой необходимое естественное условие существования государства и как материальная основа жизни общества, которое организовано в государство.
Следует подчеркнуть, что факт закрепления населения на конкретной территории еще со времен образования государств стал основой новой социальной организации, в которой сообщества людей дифференцировались по критерию территориальности, который заменил старые критерии кровного родства. Но на самом деле решающее значение критерий территориальности приобретает только после перехода от родового общества к государству.
В теории международного права территория определяется в широком смысле, под которым понимаются различное пространство земного шара с его сухопутными и водными поверхностями, недра и воздушное пространство, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.
Анализируя формально-юридические свойства государственной территории, можно выделить нижеследующие аспекты:
1) без позволения соответствующего аппарата государственной власти никакая иная власть не вправе проводить на ней свое верховенство, то есть суверенитет;
2) все пребывающие в пределах государственной территории граждане и другие лица подчинены государственной власти и его законам.
Сущность первого пункта заключается в том, что на одной и той же территории государства может быть осуществлена власть только одного государства. Второе суждение указывает, что без пространственных границ государство не в состоянии воздействовать на своих граждан. Иначе говоря, государство не может владеть качествами целостного субъекта без оформленности в своих границах.
Государство может управляться, как правило, лишь в случае, если его территория имеет пространственные пределы. Действие государственных нормативных предписаний рассматривается как процесс существований права во времени, в пространстве и среди широкого круга лиц.
Целостность и неприкосновенность территории государства обеспечивается достижением единой государственной политики, долгосрочными и краткосрочными программами, системами мероприятий экономической, политической, организационной направленности. Равным образом устойчивое развитие, а вместе с ней и независимость государства, прямо зависит от такого фактора как целостность его территориальной границы.
Собственно тип властного отношения, характерный для государств, обуславливает принцип, согласно которому каждый, пребывая на территории государства, подпадает под действие законов данного государства. Тем не менее, уже обычное право предусматривало исключение из данного правила для послов, а в дальнейшем и для помещений, земельного участка, которые занимали послы. Послы находятся как бы вне территории государства в, котором они пребывают, вследствие чего и не несут ответственности по национальному праву того государства, среди которого он проживает. От этого и вытекает понятие экстерриториальности, которое уходит своим корнем в глубокую древность.
В правовой науке существуют различные подходы к классификации территорий. Согласно существующим основным видам правовых режимов, территорию можно разделить на три типа: государственная территория, территория с международным режимом и территория со смешанным режимом.
В состав территории государства могут входить:
1. Вся часть сухопутной территории в пределах государственной границы;
2. Водная часть территории, которая охватывает внутренние (национальные) воды и территориальное море. Внутренние воды различаются от территориальных вод тем, что в них различные режимы плавания иностранных судов;
3. Воздушная часть пространства над сухопутной и водной частями территории вместе с территориальным морем.
Особого внимания при рассмотрении заслуживают территории государства с особым правовым режимом, в первую очередь те, на которых имеют действие исключительные законы, установлены чрезвычайные или военные положения, а также территории с демилитаризацией и территории, находящиеся под арендой или оккупированные территории.
Международная территория – это пространства, на которые не может распространяться суверенитет определенного государства. Она квалифицируется также как территория, которая принадлежит всем (res communis).
Территориями с международным режимом считаются такие пространства земли, которые расположены за пределами территории государства и не принадлежат конкретному государству в отдельности, находятся согласно нормам международного права в общем пользовании всех государств. К таким территориям могут относиться, прежде всего, открытые моря, воздушные пространства над ними и морские пространства за пределами континентального шельфа.
Список литературы
- Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 года // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 21. Ст. 318.
- Мамазакиров Р. У. Факторы, влияющие на формирование правосознание граждан в переходный период развития кыргызского общества // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2015. Т. 15. № 6. С. 135-138.
Материал поступил в редакцию 18.05.2018
© Сайпидинов Д., 2018
[1] Конституция КР от 27 июня 2010 г. (В редакции Закона Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 года № 218).