Развитие прокуратуры на современном этапе

Наука без границ - Развитие прокуратуры на современном этапе

Авторы: Тагаева Алина Базарбаевна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 151-153

Объём: 0,18

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Тагаева А. Б. Развитие прокуратуры на современном этапе // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 151-153.

Аннотация: В настоящей статье автор проанализировал некоторые вопросы состояния преобразований в системе органов прокуратуры Кыргызской Республики. Рассматривая данные вопросы, автор отмечает, что направлением развития прокуратуры должно стать усиление независимости прокуратуры от органов местной власти и управления.

В нашей стране в последние годы сложились правовые основы деятельности надзорного органа – прокуратуры, которые формируют единую централизованную систему с вертикальным подчинением нижестоящих уровней вышестоящему и Генеральному прокурору Кыргызской Республики.

Система органов прокуратуры состоит из Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики; прокуратуры областей, города Бишкек и военной прокуратуры Кыргызской Республики; межрайонных, городских, районных и приравненных к ним специализированные прокуратуры. Создана и функционирует система многоступенчатой переподготовки и повышения квалификации кадров прокуратуры на базе Центра повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.

В то же время явно проявились недостатки и проблемы, которые присущи для последних лет и характерны для всей системы правоохранительных органов (борьба с преступностью в условиях повышения различных ее организованных форм, возникновение новых видов и форм преступлений в условиях либеральной экономики, отсутствие квалифицированных кадров).

Собралась группа не решаемых в течение длительного периода проблемы материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности органов прокуратуры. В связи с отсутствием достаточного финансирования продвинуть реформирование по внедрению электронного документооборота, новых информационно-коммуникационных технологий не представляется возможным. Еще и сохраняются проблемы с полным бюджетным финансированием отдельных статей по содержанию органов прокуратуры.

Дальнейшее развитие прокуратуры по-разному видится различными юристами, практическими работниками, государственными служащими. Концепция развития прокуратуры[1] на переходный период отчасти отражена в Законе о прокуратуре Кыргызской Республики[2][2].

За основу реформы системы прокуратуры были взяты идеи концептуального характера. В первую очередь, речь идет об укреплении функции правовой защиты прокуратуры. Становление демократического государства невозможно без соответствующей охраны и защиты прав граждан и их законных интересов.

Закон о прокуратуре Кыргызской Республики в редакции 2016 г. выделил в качестве отдельной функции надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Вместе с судебной защитой охрана конституционных прав граждан посредством механизма прокурорского реагирования выступает одним из инструментов сформирования правового государства. При этом следует учесть, что интересы государства и отдельного человека в правовом государстве не могут противоречить друг другу.

Важным направлением развития прокуратуры должно стать усиление независимости прокуратуры от органов местной власти и управления. Что не маловажно на всех ее этапах развития и деятельности, но, тем не менее, в ходе перемен при усилении сепаратистских тенденций на местах органы прокуратуры становятся одним из рычагов укрепления законности. Необходимо отметить, что работа системы прокуратуры, которая направлена в последние года на приведение в соответствие с законодательными актами и с основным законом государства является проявлением именно этого направления, закрепленного в Комплексных основах развития.

Важным направлением реформирования системы прокурорского надзора выступает его усиление по исполнению законов в экономических отношениях. Тенденции на выведение надзора из сферы отношений экономики под предлогом государственного невмешательства в развитие рыночных механизмов и предпринимательства может привести к повышению злоупотреблений и преступлений в данной области. Несомненно, система прокуратуры не имеет права вторгаться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и тем самым подменивать собой органы их управления. Вместе с тем, предложения замены прокурорского надзора контролем министерства и ведомств представляются неверными. Так как посредством прокурорских проверок в основном выявляются нарушения закона в деятельности хозяйствующих субъектов, учреждений и их должностных лиц, которые могут быть устранены средствами прокурорского надзора. Ориентироваться на опыт отдельных европейских стран, где аналогичные функции выполняют министерства и иные органы исполнительной власти, не позволяют учитывать особенностей современной экономической и политической обстановки в Кыргызской Республики. Никакой другой орган исполнительной государственной власти, в отличие от прокуратуры, не имеет на сегодняшний день полномочий относительно выявления и устранения нарушений закона с правом принятия решений. При этом, не ограничиваясь принесением протеста на неправомерный акт или представлением на незаконность действий (бездействий) должностных лиц, но и правом возбудить уголовное дело и передачей их расследования в случаях, если данные нарушения содержат в себе признаки состава преступления. Полагаем, что перевод всех этих полномочий государственным органам исполнительной власти является преждевременной, а также неприемлем с позиции экономической безопасности государства.

Меры по реформированию органов прокуратуры предполагают реализацию реформ с учетом правовой традиции и исторического опыта Кыргызской Республики, а также приемлемого положительного опыта деятельности прокуратуры за рубежом. Игнорировать большой опыт прокурорской надзорной деятельности было бы ошибочным так же, как и пренебрежение достижениями зарубежных прокурорских систем. Последующие внесения в законодательство изменений должны быть взвешенными и продуманными в целях избегания побочных, негативных последствий преобразований.

Список литературы

  1. Мамазакиров Р. У. О способах рационального использования средств юридической техники в указах Президента КР // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2010. Т. 10. № 4. С. 60-62.
  

Материал поступил в редакцию 18.05.2018
© Тагаева А. Б., 2018


[1] Концепция развития органов прокуратуры Кыргызской Республики на период до 2005 года. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 марта 2003 года N 101.
[2] Закон КР «О Прокуратуре КР» от 17 июля 2009 года № 224 // В редакции Закона КР от 5 марта 2016 года № 19 // Эркин-Тоо" № 19 от 05.03.2016 г.