Теоретические аспекты формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования
Авторы: Новрузова Кёнуль Ильгар кызы, Скачкова Светлана Александровна (научный руководитель)
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 9-14
Объём: 0,40
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018
Библиографическое описание: Новрузова К. И., Скачкова С. А. Теоретические аспекты формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 9-14.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования, что в настоящее время является актуальным вопросом.
Особая роль в России в настоящее время придается формированию инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений. Инновационный бум, в основе которого находились информационные и компьютерные технологии, обусловил необходимость теоретического обоснования дальнейшего развития и освоения природно-ресурсной базы со стороны экономической науки. Расточительное природопользование в период экономического кризиса в стране, продажа природных ресурсов на внешнем рынке, настоятельная необходимость возрождения собственной промышленно-производственной базы формируют условия для разработки системы регулирования природопользования в интересах долгосрочного устойчивого развития экономики. Учитывая, что основополагающие документы, включая Стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, ориентированы на поддержку и стимулирование реального сектора и новую индустриализацию страны, вопросы обеспечения экологической безопасности общества и соблюдение гарантий конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду приобретают особое значение. Утвержденные «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» ставят целью решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные положения работ отечественных и зарубежных ученых по теории инноваций, теории управления, теории исследования социально-экономических и политических процессов, теории государственного регулирования экономики, теории систем государственного и муниципального управления, теории региональной экономики.
Инновационная деятельность представляет собой вид деятельности с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи услуг), использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в совокупности они приводят к инновациям. Наибольший удельный вес в инновационном блоке имеет раздел «Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где наблюдается наибольшая инновационная активность - около 11 % в общем числе организаций. Затраты на технологические инновации в постоянных ценах 2000 года приведены в табл. 1.
Динамика величин показателей характеризует увеличение затрат на технологические инновации. Это свидетельствует о том, что помимо современного технологического роста происходит формирование основ для будущего технико-технологического развития.
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности
Показатель |
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Затраты на технологические инновации, млн р. |
49428,0 |
125678,2 |
349763,3 |
474587,1 |
583660,6 |
746778,2 |
в постоянных ценах 2000 г |
49428,0 |
57138,4 |
88246,8 |
102193,6 |
118193,4 |
142800,2 |
Результаты анализа экологических и природоресурсных показателей, отражаемых в официальной статистической информационной базе, подтверждают внимание к вопросам обеспечения экологической безопасности: растут затраты на охрану окружающей среды, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 2. При этом затраты на сбор и очистку сточных вод занимают ведущие места в ежегодном объеме затрат.
Таблица 2
Затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах, млн р.)
Показатель/Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем затрат на охрану окружающей среды |
372382 |
412014 |
445817 |
479384 |
535863 |
562449 |
в том числе по направлениям природоохранной деятельности: |
|
|||||
охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата |
80071 |
88362 |
89236 |
93251 |
112412 |
103950 |
сбор и очистка сточных вод |
169152 |
197073 |
186445 |
204351 |
223439 |
234112 |
обращение с отходами |
41510 |
44172 |
41022 |
51612 |
60885 |
68483 |
защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод |
17219 |
23435 |
36498 |
33486 |
36105 |
37952 |
сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий |
22975 |
13381 |
28091 |
28082 |
34489 |
45893 |
прочие |
41455 |
45591 |
64525 |
68602 |
68533 |
72059 |
Объем затрат на охрану окружающей среды в процентах к ВВП |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
К сожалению, динамика показателей удельного веса затрат на охрану окружающей среды в процентах к ВВП свидетельствует о снижении значений, а следовательно требует усиления внимания к вопросам стимулирования инновационной активности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, т. е. к вопросам активизации в области экологических инноваций.
Экологическая инновация – нововведение, реализуемое в рамках технологических, организационных или маркетинговых инноваций и направленное на повышение экологической безопасности как в процессе производства, так и в результате использования инновационной продукции. Современные тенденции развития производства направлены на разработку и внедрение в практическую деятельность системы наилучших доступных технологий. Это должно способствовать снижению техногенного давления на окружающую среду и формированию эколого-экономической устойчивости (в широком смысле – устойчивости экономических, экологических, социальных, демографических, национальных и политических параметров региона, при условии ослабления техногенной нагрузки на все элементы экосистем (человека, фауну, флору, почвы, недра, воды, воздух).
Современная статистическая отчетность содержит информацию о специальных затратах организаций, связанных с экологическими инновациями (табл. 3).
Таблица 3
Специальные затраты организаций, связанные с экологическими инновациями
|
Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями |
Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, в расчете на одну организацию, млн р. |
|||||||
Млн р. |
% |
||||||||
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнер-гии, газа и воды - всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
Обрабатывающие производства |
13838,5 |
14353,7 |
8452,8 |
58,0 |
52,5 |
58,0 |
36,3 |
47,2 |
40,6 |
Производства пищевых продуктов, включая напитки, табака |
167,0 |
55,3 |
128,8 |
0,7 |
0,2 |
0,9 |
3,2 |
1,5 |
8,0 |
Текстильное и швейное производство |
5,4 |
4,8 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
1,6 |
0,3 |
Производство кожи, изделий из кожи производство обуви |
- |
- |
13,3 |
- |
- |
0,1 |
- |
- |
13,3 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
114,6 |
13,8 |
15,9 |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
16,4 |
3,4 |
7,9 |
Целлюлозно-бумажное производство |
296,7 |
731,6 |
256,3 |
1,2 |
2,7 |
1,8 |
29,7 |
121,9 |
36,6 |
Производства кокса и нефтепродуктов |
2596,0 |
6477,5 |
3268,5 |
10,9 |
23,7 |
22,4 |
216,3 |
539,8 |
363,2 |
Химическое производство |
1629,5 |
964,9 |
592,9 |
6,8 |
3,5 |
4,1 |
49,4 |
31,1 |
24,7 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
9,6 |
38,8 |
12,5 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,7 |
4,8 |
2,5 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
134,2 |
254,2 |
88,8 |
0,6 |
0,9 |
0,6 |
4,8 |
19,6 |
5,2 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
7597,1 |
4150,4 |
1967,4 |
31,8 |
15,2 |
13,5 |
180,9 |
122,1 |
75,7 |
Производство машин и оборудования |
62,3 |
339,1 |
240,9 |
0,3 |
1,2 |
1,7 |
1,9 |
11,3 |
15,1 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
250,7 |
156,9 |
155,2 |
1,1, |
0,6 |
1,1 |
3,9 |
2,8 |
4,3 |
Производство транспортных средств и оборудования |
492,1 |
650,2 |
742,8 |
2,1 |
2,4 |
5,1 |
12,3 |
18,1 |
33,8 |
Прочие производства, не включённые в другие группировки обрабатывающих производств |
483,3 |
516,3 |
968,9 |
2,0 |
1,9 |
6,6 |
13,8 |
15,6 |
38,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
956,3 |
3314,1 |
1207,5 |
4,0 |
12,1 |
8,3 |
21,3 |
89,6 |
50,3 |
Влияние на инновационный потенциал целесообразно осуществлять через экономические инструменты (для создания экономических стимулов защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности):
- Продаваемые квоты на эмиссии;
- Торговля квотами на ресурсы;
- Пошлины и налоги на вредные продукты;
- Налоги на выбросы;
- Пошлины на пользование ресурсами;
- Экологическая финансовая реформа;
- Залоговые системы;
- Дотации на защиту окружающей среды;
- Финансовые гарантии;
- Экологические резервы.
В ряду мероприятий по развитию инновационной деятельности в целом, а в системе устойчивого развития особенно, необходимо решить целый комплекс проблем государственного управления, включая и муниципальную иерархию отношений как совокупность форм регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в форме создания мотивационных основ по стимулированию преобразований на низовом хозяйственном уровне. Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по пятибалльной шкале:
• 5 — состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
• 4 — состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
• 3 — состояние данного компонента ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
• 2 — состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
• 1 — состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
Современное состояние инновационного климата в РФ. Одна из важнейших проблем, характерных для сегодняшней российской экономики, – это проблема ухудшения инновационного климата.
В середине 80-х годов в нашей стране средний срок службы оборудования составлял 28 лет, с тех пор он мог только увеличиться. 40 % основных производственных фондов (ОПФ) в строительстве физически изношено. В машиностроении более половины ОПФ нуждается в немедленной модернизации, а более четверти – в немедленной замене. Разрешение этих проблем невозможно, в том числе, в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Разумеется, тенденция замещения машин живым трудом приводит к снижению темпов безработицы. Но массовое внедрение на производствах автоматизированных систем, заменяющих живой труд, приведет к росту безработицы. Таким образом, необходимо найти разумный компромисс между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты населения, то есть совместить достижение двух целей.
Поэтому единственный выход из создавшегося положения – по возможности быстрее остановить спад производства и создать предпосылки улучшения инвестиционного климата и условия для последующего подъема экономики. Однако цикл принятия управленческих решений в интересах устойчивого развития должен включать природоохранные аспекты, широкое внедрение «зеленых» технологий, предупреждение чрезвычайных ситуаций в проектах природообустройства и водного хозяйства, что с одной стороны, накладывает дополнительные обязательства при обосновании, проектировании и реализации поставленных задач, а с другой – позволяет получить преимущества в долгосрочном периоде в системе взаимоотношений общества и природы [6].
Наукоемкие производства (приборостроение, биотехнология, тонкая химия и т. д.), которые в период кризиса не имеют практически никаких рыночных стимулов к существованию, нуждаются в государственной поддержке. Поскольку рыночный спрос на продукцию данных отраслей в период кризиса неизбежно падает (и тем быстрее, чем глубже общий спад производства), его должна обеспечить система государственного заказа и рамочных требований по сохранению экологически сбалансированного устойчивого природопользования.
Таким образом, для развития инновационной деятельности необходима государственная поддержка. Об этом свидетельствует и опыт экономически развитых стран. Для создания инновационного климата нужно сформировать механизм экономического стимулирования с учетом выполнения требований экологической безопасности в интересах обеспечения устойчивого развития общества.
Список литературы
- Дроздова В. В. Инвестиционный климат в российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. 2012. № 2. С. 28-31.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177.
- Манташян Г. Г. Деловой и инвестиционный климат в России // Горизонты экономики. 2013. № 6 (11). С. 47-50.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
- Скачкова С. А., Шишкин В. О. Социально-экономические проблемы реализации инвестиционных проектов по предотвращению чрезвычайных ситуаций на водохозяйственных объектах // Рациональное природопользование: традиции и инновации : Сб. материалов Международной науч.-практ. конф. (22-23 ноября 2012 г., Москва). М. : МГУ, 2013. С. 255-258.
Материал поступил в редакцию 03.05.2018
© Новрузова К. И., Скачкова С. А., 2018