Теоретические аспекты формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования

Наука без границ - Теоретические аспекты формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования

Авторы: Новрузова Кёнуль Ильгар кызы, Скачкова Светлана Александровна (научный руководитель)

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 9-14

Объём: 0,40

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Новрузова К. И., Скачкова С. А. Теоретические аспекты формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 9-14.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования инновационного климата в системе устойчивого природопользования, что в настоящее время является актуальным вопросом.

Особая роль в России в настоящее время придается формированию инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений. Инновационный бум, в основе которого находились информационные и компьютерные технологии, обусловил необходимость теоретического обоснования дальнейшего развития и освоения природно-ресурсной базы со стороны экономической науки. Расточительное природопользование в период экономического кризиса в стране, продажа природных ресурсов на внешнем рынке, настоятельная необходимость возрождения собственной промышленно-производственной базы формируют условия для разработки системы регулирования природопользования в интересах долгосрочного устойчивого развития экономики. Учитывая, что основополагающие документы, включая Стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, ориентированы на поддержку и стимулирование реального сектора и новую индустриализацию страны, вопросы обеспечения экологической безопасности общества и соблюдение гарантий конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду приобретают особое значение. Утвержденные «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» ставят целью решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные положения работ отечественных и зарубежных ученых по теории инноваций, теории управления, теории исследования социально-экономических и политических процессов, теории государственного регулирования экономики, теории систем государственного и муниципального управления, теории региональной экономики.

Инновационная деятельность представляет собой вид деятельности с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи услуг), использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в совокупности они приводят к инновациям. Наибольший удельный вес в инновационном блоке имеет раздел «Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где наблюдается наибольшая инновационная активность - около 11 % в общем числе организаций. Затраты на технологические инновации в постоянных ценах 2000 года приведены в табл. 1.

Динамика величин показателей характеризует увеличение затрат на технологические инновации. Это свидетельствует о том, что помимо современного технологического роста происходит формирование основ для будущего технико-технологического развития.

Таблица 1

Основные показатели инновационной деятельности

Показатель

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Затраты на технологические инновации, млн р.

49428,0

125678,2

349763,3

474587,1

583660,6

746778,2

в постоянных ценах 2000 г

49428,0

57138,4

88246,8

102193,6

118193,4

142800,2

Результаты анализа экологических и природоресурсных показателей, отражаемых в официальной статистической информационной базе, подтверждают внимание к вопросам обеспечения экологической безопасности: растут затраты на охрану окружающей среды, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 2. При этом затраты на сбор и очистку сточных вод занимают ведущие места в ежегодном объеме затрат.

Таблица 2

Затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах, млн р.)

Показатель/Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Объем затрат на охрану окружающей среды

372382

412014

445817

479384

535863

562449

в том числе по направлениям природоохранной деятельности:

 

охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата

80071

88362

89236

93251

112412

103950

сбор и очистка сточных вод

169152

197073

186445

204351

223439

234112

обращение с отходами

41510

44172

41022

51612

60885

68483

защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод

17219

23435

36498

33486

36105

37952

сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий

22975

13381

28091

28082

34489

45893

прочие

41455

45591

64525

68602

68533

72059

Объем затрат на охрану окружающей среды в процентах к ВВП

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

К сожалению, динамика показателей удельного веса затрат на охрану окружающей среды в процентах к ВВП свидетельствует о снижении значений, а следовательно требует усиления внимания к вопросам стимулирования инновационной активности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, т. е. к вопросам активизации в области экологических инноваций.

Экологическая инновация – нововведение, реализуемое в рамках технологических, организационных или маркетинговых инноваций и направленное на повышение экологической безопасности как в процессе производства, так и в результате использования инновационной продукции. Современные тенденции развития производства направлены на разработку и внедрение в практическую деятельность системы наилучших доступных технологий. Это должно способствовать снижению техногенного давления на окружающую среду и формированию эколого-экономической устойчивости (в широком смысле – устойчивости экономических, экологических, социальных, демографических, национальных и политических параметров региона, при условии ослабления техногенной нагрузки на все элементы экосистем (человека, фауну, флору, почвы, недра, воды, воздух).

Современная статистическая отчетность содержит информацию о специальных затратах организаций, связанных с экологическими инновациями (табл. 3).

Таблица 3

Специальные затраты организаций, связанные с экологическими инновациями

 

Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями

Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, в расчете на одну организацию, млн р.

Млн р.

%

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнер-гии, газа и воды - всего

2011

2012

2013

2011

2012

2013

2011

2012

2013

Обрабатывающие производства

13838,5

14353,7

8452,8

58,0

52,5

58,0

36,3

47,2

40,6

Производства пищевых продуктов, включая напитки, табака

167,0

55,3

128,8

0,7

0,2

0,9

3,2

1,5

8,0

Текстильное и швейное производство

5,4

4,8

0,5

0,0

0,0

0,0

0,5

1,6

0,3

Производство кожи, изделий из кожи производство обуви

-

-

13,3

-

-

0,1

-

-

13,3

Обработка древесины и производство изделий из дерева

114,6

13,8

15,9

0,5

0,1

0,1

16,4

3,4

7,9

Целлюлозно-бумажное производство

296,7

731,6

256,3

1,2

2,7

1,8

29,7

121,9

36,6

Производства кокса и нефтепродуктов

2596,0

6477,5

3268,5

10,9

23,7

22,4

216,3

539,8

363,2

Химическое производство

1629,5

964,9

592,9

6,8

3,5

4,1

49,4

31,1

24,7

Производство резиновых и пластмассовых изделий

9,6

38,8

12,5

0,0

0,1

0,1

0,7

4,8

2,5

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

134,2

254,2

88,8

0,6

0,9

0,6

4,8

19,6

5,2

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

7597,1

4150,4

1967,4

31,8

15,2

13,5

180,9

122,1

75,7

Производство машин и оборудования

62,3

339,1

240,9

0,3

1,2

1,7

1,9

11,3

15,1

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

250,7

156,9

155,2

1,1,

0,6

1,1

3,9

2,8

4,3

Производство транспортных средств и оборудования

492,1

650,2

742,8

2,1

2,4

5,1

12,3

18,1

33,8

Прочие производства, не включённые в другие группировки обрабатывающих производств

483,3

516,3

968,9

2,0

1,9

6,6

13,8

15,6

38,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

956,3

3314,1

1207,5

4,0

12,1

8,3

21,3

89,6

50,3

Влияние на инновационный потенциал целесообразно осуществлять через экономические инструменты (для создания экономических стимулов защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности):

  • Продаваемые квоты на эмиссии;
  • Торговля квотами на ресурсы;
  • Пошлины и налоги на вредные продукты;
  • Налоги на выбросы;
  • Пошлины на пользование ресурсами;
  • Экологическая финансовая реформа;
  • Залоговые системы;
  • Дотации на защиту окружающей среды;        
  • Финансовые гарантии;
  • Экологические резервы.

В ряду мероприятий по развитию инновационной деятельности в целом, а в системе устойчивого развития особенно, необходимо решить целый комплекс проблем государственного управления, включая и муниципальную иерархию отношений как совокупность форм регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в форме создания мотивационных основ по стимулированию преобразований на низовом хозяйственном уровне. Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по пятибалльной шкале:

• 5 — состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
• 4 — состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
• 3 — состояние данного компонента ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
• 2 — состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
• 1 — состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

Современное состояние инновационного климата в РФ. Одна из важнейших проблем, характерных для сегодняшней российской экономики, – это проблема ухудшения инновационного климата.

В середине 80-х годов в нашей стране средний срок службы оборудования составлял 28 лет, с тех пор он мог только увеличиться. 40 % основных производственных фондов (ОПФ) в строительстве физически изношено. В машиностроении более половины ОПФ нуждается в немедленной модернизации, а более четверти – в немедленной замене. Разрешение этих проблем невозможно, в том числе, в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Разумеется, тенденция замещения машин живым трудом приводит к снижению темпов безработицы. Но массовое внедрение на производствах автоматизированных систем, заменяющих живой труд, приведет к росту безработицы. Таким образом, необходимо найти разумный компромисс между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты населения, то есть совместить достижение двух целей.

Поэтому единственный выход из создавшегося положения – по возможности быстрее остановить спад производства и создать предпосылки улучшения инвестиционного климата и условия для последующего подъема экономики. Однако цикл принятия управленческих решений в интересах устойчивого развития должен включать природоохранные аспекты, широкое внедрение «зеленых» технологий, предупреждение чрезвычайных ситуаций в проектах природообустройства и водного хозяйства, что с одной стороны, накладывает дополнительные обязательства при обосновании, проектировании и реализации поставленных задач, а с другой – позволяет получить преимущества в долгосрочном периоде в системе взаимоотношений общества и природы [6].

Наукоемкие производства (приборостроение, биотехнология, тонкая химия и т. д.), которые в период кризиса не имеют практически никаких рыночных стимулов к существованию, нуждаются в государственной поддержке. Поскольку рыночный спрос на продукцию данных отраслей в период кризиса неизбежно падает (и тем быстрее, чем глубже общий спад производства), его должна обеспечить система государственного заказа и рамочных требований по сохранению экологически сбалансированного устойчивого природопользования.

Таким образом, для развития инновационной деятельности необходима государственная поддержка. Об этом свидетельствует и опыт экономически развитых стран. Для создания инновационного климата нужно сформировать механизм экономического стимулирования с учетом выполнения требований экологической безопасности в интересах обеспечения устойчивого развития общества.

Список литературы

  1. Дроздова В. В. Инвестиционный климат в российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. 2012. № 2. С. 28-31.
  2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждены Президентом Российской Федерации  30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177.
  3. Манташян Г. Г. Деловой и инвестиционный климат в России // Горизонты экономики. 2013. № 6 (11). С. 47-50.
  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
  5. Скачкова С. А., Шишкин В. О. Социально-экономические проблемы реализации инвестиционных проектов по предотвращению чрезвычайных ситуаций на водохозяйственных объектах // Рациональное природопользование: традиции и инновации : Сб. материалов Международной науч.-практ. конф. (22-23 ноября 2012 г., Москва). М. : МГУ, 2013. С. 255-258.

 

Материал поступил в редакцию 03.05.2018
© Новрузова К. И., Скачкова С. А., 2018