Утилизация и ресурсосбережение автомобильных покрышек
Авторы: Шибанов Андрей Александрович, Журилин Александр Николаевич
.Рубрика: Технические науки
Страницы: 79-81
Объём: 0,20
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018
Библиографическое описание: Шибанов А. А., Журилин А. Н. Утилизация и ресурсосбережение автомобильных покрышек // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 79-81.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы и проблемы утилизации резинотехнических изделий в РФ.
Решение всех проблем XX века эхом отдается в XXI. Глобальная автоматизация и индустриализация приводят современное поколение к экологической катастрофе. Именно поэтому в данный момент особенно важно правильно производить сбор, хранение и утилизацию не только покрышек, но и всех отходов целом.
Но даже столь узкое направление как утилизация покрышек, имеет очень важное значение. Ежегодно в Москве и Московской области копится около 100 тысяч тонн изношенных покрышек, из которых только около 10 % измельчаются, 20 % сжигаются (что также несет колоссальный ущерб окружающей среде), а оставшиеся 70 % так и остаются гнить на неправильно организованных свалках [1, 2].
Покрышки – самый распространенный продукт, создаваемый из резины. А наблюдая в последние годы рост автомобильного парка в России, можно отметить, что данная проблема с каждым годом встает все более остро. За последние несколько лет автопарк РФ вырос практически в 2 раза. Соответственно количество производимых шин увеличивается пропорционально этому.
Экологии в XXI веке придают далеко не последнее значение. Также и ресурсы, имеющиеся на земле, имеют свой лимит. А учитывая нынешние темпы производства, развития и роста населения, становится чуть ли не вторым дыханием для столь расточительного человечества [3, 4].
Принято считать, что имеется 4 вида утилизации шин: сжигание, разложение, девулканизация и измельчение. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Но самым широко применяемым считается физическое измельчение. Благодаря этому способу сохраняются свойства и структура полимеров. Также сюда можно отнести восстановление покрышек путем восстановления протектора, но такой способ подходит далеко не для всех шин. Восстановлению подлежит довольно малый процент всех шин, но даже такое количество способствует внушительной экономии средств, замедляет рост производства новых, что не может не отразиться положительно на экологии.
Главным составляющим современных покрышек является резина. Она может создаваться как из натурального каучука, так и из синтетического. Наиболее частым является изготовление из синтетического. Это объясняется тем, что он намного проще в разработке, а главное дешевле и не уступает в качестве натуральному каучуку.
Далее в процентном соотношении идет углерод технический (сажа) или сера, которую используют в более современных покрышках. Но это скорее вопрос экономической части. Сера или технический углерод выполняют скрепляющую функцию, так как без использования их покрышка была бы непрочной и недолговечной.
В современных покрышках все чаще используют капроновый корд. Он обходится заметно дороже, но и технические качества у него значительно выше своих более ранних версий (вискозный и хлопчатобумажный).
Таким образом, правильная утилизация может сохранить большое количество материалов, пригодных для вторичного использования.
Как уже было сказано, утилизация делится на 4 основные группы, которые в свою очередь на еще более мелкие. Самым часто используемым является физический метод – измельчение. Благодаря этому способу сохраняются структура и свойства полимеров [5].
Каждый из методов имеет свои преимущества и свои недостатки, характеризуется разной величиной удельных энергозатрат и позволяет получать разные по размеру и форме резиновые частицы. Однако специфика механического разрушения резины такова, что при различных (но слишком высоких) значениях температуры, измельчение приводит к образованию резиновых частиц со слишком гладкой поверхностью. Это обстоятельство являете общим недостатком многих методов измельчения, существенно ограничивая область вторичного использования получаемых порошков.
Вообще использование вторичных ресурсов невероятно экономически выгодное дело, а в данном случае сырье лежит буквально у нас под ногами [6].
Но также имеется два существенных недостатка: проблемы сбора сырья и его вторичной реализации:
1) Основной проблемой на момент сбора сырья является то, что на данный момент не определенно, кто и на каких условиях будет осуществлять сбор, транспортировку, хранение и сортировку материала. До сих пор не установлены «правила игры» между интересами для бизнеса и государством. Нет как таковых рычагов давления и меры наказания для тех, кто выполняет утилизацию резиновых изделий неправильно. Стоит отметить, сжигание и захоронение резинотехнических изделий в Российской Федерации запрещено на законодательном уровне.
2) Следующей ключевой проблемой является существенная невостребованность применения продукта переработки шин – резиновых гранул и крошки. Хоть спектр применения достаточно широк и специфичен, на практике не пользуется большим спросом. Связано это еще и с тем, что не ясно по каким критериям оценивать качество вторичного сырья и его экономическую эффективность.
Список литературы
- Коротких О. В., Коротких Ю. С. Актуальные инструменты для стимулирования приобретения сельскохозяйственной техники в Российской Федерации // Наука без границ. 2016. № 4 (4). С. 19-26.
- Алдошин Н. В., Пуляев Н. Н. Маршрутизация помашинных перевозок грузов. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 38 с.
- Дорохов А. С., Корнев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
- Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. 2016. № 5. С. 32-34.
- Журилин А. Н., Егоров Р. Н. Ресурсосберегающие технологии утилизации выбывшей из эксплуатации техники // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 6. С. 82-86.
- Митягин Г. Е., Журилин А. Н. Основы проектирования процессов утилизации. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 50 с.
Материал поступил в редакцию 28.04.2018
© Шибанов А. А., Журилин А. Н., 2018