Российский рынок смазочных материалов в условиях импортозамещения
Авторы: Пуляев Н. Н., Худашова А. И.
.Рубрика: Технические науки
Страницы: 36-42
Объём: 0,36
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (5), декабрь
Библиографическое описание: Пуляев Н. Н., Худашова А. И. Российский рынок смазочных материалов в условиях импортозамещения // Наука без границ. - 2016. - № 5 (5). - С. 36-42.
Аннотация: В статье рассмотрено развитие производства смазочных материалов на территории Российской Федерации и повышение его конкурентоспособности в условиях программ импортозамещения.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Приказом Министерства промышленности и торговли в 2004 году утвержден перечень технологических направлений гражданской промышленности, в соответствие с которым предусмотрена «Разработка и организация производства перспективных смазочных материалов и их компонентов на основе отечественного сырья» [1].
Переход к выпуску высокотехнологичных масел требует модернизации существующих производственных мощностей [2]. ОАО «Газпромнефть» инвестировав 3,4 млрд р., ввело в Омске в эксплуатацию самый мощный в России комплекс по производству моторных масел. Новейшие технологии, использующиеся на открытой станции, позволят выпускать широкий ассортимент импортозамещающей продукции [3].
ООО «ЛЛК-Интернешнл» является лидером российского рынка смазочных материалов. Общество было создано в конце 2005 года как дочернее предприятие ПАО «Лукойл», производящего более 40 % общего объема производства масел в нашей стране. Доля масел компании «Лукойл» только в индустриальном секторе составляет 45 %, они удерживают прочные позиции лидера на российском рынке смазочных материалов [4].
По мнению аналитиков, Россия является одним из лидеров по потреблению смазочных материалов в мире после таких стран, как США, Китай и Индия [5]. Мировое потребление смазочных материалов представлено на рис. 1.
Рис.1. Мировое потребление смазочных материалов
Однако замедление мировой экономики и повышение качества смазочных материалов привело к снижению темпов роста потребления масляной продукции. Изменение структуры предложения в пользу высокоэффективных масел приведет к увеличению периодов между заменой масла и снижению общей емкости рынка [6].
Большой сегмент импорта смазочных материалов в нашей стране составляют масла для сельскохозяйственной техники импортного производства, например моторные масла для высокооборотистых дизельных двигателей, оснащенных турбонаддувом и другие [7]. Поэтому многие российские компании, занимающиеся производством смазочных материалов, с целью повысить свою конкурентоспособность на этом рынке, приступили к реализации программ замещения импортной продукции.
Тюменский филиал ООО «ЛЛК-Интернешнл» создан как высокотехнологичный производственный комплекс, который оснащен высокоавтоматизированным оборудованием марки «FMC» (США) с весовым дозированием, позволяющим производить масла, отвечающие европейским стандартам качества с соблюдением требований экологической безопасности. Производительность предприятия – 45 тыс. тонн масел в год. Система зачищаемых трубопроводов и автоматизированное исполнение рецептур обеспечивают выпуск всей гаммы моторных масел гарантированного качества, исключая влияние человеческого фактора.
Рис.2. Российский рынок смазочных материалов.
Выпускаемая продукция подходит практически для всей техники российского производства и большинства видов импортной техники. В компании с 2006 года реализуется стратегическая программа по разработке и организации производства современных гидравлических и индустриальных масел, и к настоящему времени в этом направлении достигнуты значительные результаты.
Изучение мирового рынка гидравлических и индустриальных масел, всего комплекса требований, предъявляемых к современным смазочным материалам, позволило компании «Лукойл» разработать масла «премиум» класса мирового уровня. Особенность разработки индустриальных масел нового поколения заключается в создании серий масел с широким набором классов вязкости, обеспечивающих потребности промышленности и транспорта в различных эксплуатационных условиях. Кроме того, индустриальные масла Лукойл совместимы с импортными аналогами, что позволяет постепенно замещать иностранную продукцию [7].
Компанией выпущено в производство серия высококачественных всесезонных моторных дизельных масел Лукойл Авангард API CF-4/SG [8] на полусинтетической (10W-30, 10W-40) и минеральной (15W-40, 20W-50) основе. Масла производятся из современных синтетических и высокоочищенных минеральных масел-компонентов с использованием высокоэффективного пакета присадок зарубежного производства. Они предназначены для эксплуатации высокооборотных четырехтактных дизелей с турбонаддувом и бензиновых двигателей, требующих использования масел категории API SG. Физико-химические характеристики масел представлены в табл. 1.
Таблица 1
Физико-химические характеристики масел Лукойл
Показатели |
10W30 |
10W40 |
15W40 |
20W50 |
Индекс вязкости |
152 |
159 |
137 |
128 |
Кинематическая вязкость при 100°С, мм²/с |
10,7 |
14,1 |
17,6 |
|
Плотность при 15°С, кг/м³ |
872,2 |
875,4 |
886,3 |
892,2 при 20°С |
Щелочное число, мг КОН/1 г |
7,9 |
8,4 |
8,6 |
8,9 |
Сульфатная зольность, % масс. |
1,13 |
1,14 |
1,13 |
1,6 |
Потери от испарения по методу NOAK, % масс. |
13,3 |
13,2 |
9,9 |
6,1 |
Температура, °С: вспышки, определяемая в открытом тигле |
227 |
216 |
223 |
220 |
застывания |
-46 |
-35 |
-30 |
-22 |
Масло Лукойл Гейзер ММ классов вязкости SAE 10W и 30W предназначено для гидравлических систем бульдозеров, кранов и погрузчиков и в качестве моторного масла для дизельных двигателей, требующих масел групп API CF-2 и CF. Физико-химические характеристики масел Лукойл Гейзер ММ представлены в табл. 2.
Таблица 2
Физико-химические характеристики масел Лукойл Гейзер ММ
Показатели |
ММ 10 |
ММ 30 |
Кинематическая вязкость, мм²/с: при 40°С |
40,9 |
96,35 |
100°С |
6,42 |
10,5 |
Индекс вязкости |
109 |
90 |
Щелочное число, мг КОН/1 г |
8,5 |
|
Температура, °С: |
|
|
вспышки в открытом тигле |
200 |
210 |
застывания |
-33 |
-18 |
Одним из основных видов деятельности технопарка ООО «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института» (ХТЦ УАИ) являются разработка, производство и продажа технологических смазок и смазывающе-охлаждающих жидкостей серии «Росойл». В ассортимент предприятия входят масляные и водосмешиваемые СОЖ, консервационные масла и защитные материалы, канатные смазки и смазки для узлов трения, масла для промышленного оборудования и другие материалы [8]. Предприятие обладает большим опытом в разработке аналогов смазок импортного производства, например, Росойл-600, Росойл-К и многих других.
Пластичная смазка Росойл-600 была разработана для замены дорогостоящей смазки Лимол, которая изготавливалась на Украине. Проведенные стендовые испытания шаровых опор на ОАО «АвтоВАЗ» с использованием смазки Росойл-600 закончились с положительным результатом [8].
Смазка технологическая для смазывания шарниров подвески и тяг рулевого управления автомобиля Росойл-Ш ТУ 0253-074-06377289-2013 представляет собой смесь дистиллятных и остаточных масел с присадками, улучшающими вязкостные, противозадирные, депрессорные, антиокислительные, противоизносные и антикоррозионные свойства [8].
Редукторная смазка Росойл-Трансол-100 предназначена для смазывания червячных редукторов и мотор-редукторов, работающих с максимальными удельными нагрузками в зацеплении до 400 МПа. Работоспособность ее составляет не менее 10000 часов при установившейся температуре смазки в редукторе. Изготавливается на основе нефтяного масла, загущенного гидроксистеаратом лития. Содержит антиокислительную, противозадирную и противоизносную присадки [8, 9]. Смазочные материалы, разработанные ХТЦ УАИ, для импортозамещения представлены в табл. 3.
Таблица 3
Смазочные материалы, разработанные ХТЦ УАИ, для импортозамещения
Материал |
Область применения |
Пластическая смазка Росойл-Графитол |
Применяется в высокотемпературных узлах трения (подшипники скольжения) |
Пластическая смазка Росойл-К |
Канатная смазка, предназначена для защиты от коррозии, обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа внутренних и наружных проволок при работе каната на блоках, а также для предохранения проволок от образования в них местных охрупченных участков вследствие трения и ударов, испытываемых канатом в процессе работы. Превосходит аналоги по морозостойкости, защитной способности и технологическим характеристикам |
Масло специального назначения Росойл-СЭЛ |
Применяется в смеси с абразивным порошком для операций притирки зубчатых пар с автоматизированной подачей смазки |
Масло специального назначения Росойл-КП-8 |
Предназначено для эксплуатации в компрессорах, работающих при среднем давлении до 8 атм и температуре воздуха на выходе из компрессора не более 100 °С |
Масло для оборудования. Серия Росойл – ИТД |
Предназначено для смазывания зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования (коробки скоростей и передач, редукторы, зубчатые муфты и мотор-редукторы), в которых высокие нагрузки не позволяют использовать масла без присадок |
Масло для оборудования Росойл-ТМ-9 |
Предназначено для трансмиссий с гипоидными передачами, работающих с ударными нагрузками при контактном давлении более 3000 МПа, скоростях скольжения до 15-17 м/с, эксплуатируемых в условиях температур до -50 °С |
В связи с ростом цен на импортные смазочные материалы все больше потребителей будут переходить на отечественную продукцию. Помимо этого, ожидается снижение надбавок, устанавливаемых дистрибьюторами, автодилерами и розничными сетями, специализирующимися на продаже запасных частей и шин.
Список литературы
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 сентября 2014 г. № 1919 «О формировании Перечня технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограммам в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») приоритетным направлениям гражданской промышленности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.garant.ru/
- Приваленко А. Н., Наметкин О. П., Бордюговская Л. Н., Пуляев Н. Н. Основные проблемы обеспечения сохранения и контроля качества горюче-смазочных материалов на предприятиях нефтепродуктообеспечения // Международный научный журнал. – 2011. ‑ №4. – С. 83–88.
- В Омске введен самый мощный в России комплекс по производству моторных масел [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http//omskregion.info/item.asp?id=20063 (дата обращения 21.12.2016).
- Компания смазочных материалов ООО «ЛЛК-Интернешнл» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http//www.lukoil-masla/about (дата обращения 21.12.2016).
- Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. ‑ 116 с.
- Форум: Неделя смазочных материалов / Масла «Лукойл» // Корпоративный журнал. – 2014. ‑ № 40. – С. 6–8.
- Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей, работающих на дизельных топливах // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). ‑ СПб. : Свое издательство, 2016. ‑ vi, 134 с. С. 91‑93.
- Технопарк ХТЦ УАИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http// www.lukoil-masla/about (дата обращения 21.12.2016).
- Российские аналоги зарубежной сельскохозяйственной техники, импортозамещение агрегатов, запасных частей и расходных материалов : науч. издание. – М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. – 340 с.
Материал поступил в редакцию 26.12.2016
© Пуляев Н. Н., Худашова А. И., 2016