Анализ системы сбалансированных показателей

Наука без границ - Анализ системы сбалансированных показателей

Авторы: Ходыко Ксения Сергеевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 25-29

Объём: 0,20

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ходыко К. С. Анализ системы сбалансированных показателей // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 25-29.

Аннотация: Статья посвящена анализу системы сбалансированных показателей, сложившейся на предприятии, с целью конкретизации, представления и реализации стратегии. Эта концепция способствует повышению вероятности реализации намеченной стратегии. 

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время система сбалансированных показателей (далее – ССП) разъясняет базовую стратегическую ориентацию компании и представляет ее в измеримом виде. При этом сбалансированная система показателей делает свой вклад в улучшение системы мотивации, поскольку сформулированные для сотрудников цели влияют на их поведение.

В качестве объекта для анализа выбрана издательская деятельность одной из типографий Южного Федерального округа.

Для более эффективного формирования бизнеса было принято решение выделить миссию компании и ее стратегическую цель.

Миссия компании. Мы позволяем клиентам получать качественную продукцию по ценам, значительно ниже, чем у конкурентов.

Стратегическая цель. Стать ведущей типографией Ростовской области.

Для достижения стратегической цели на 2017 год были сформулированы следующие задачи:

  • повысить прибыльность компании;
  • уменьшить издержки;
  • увеличить объем продаж печатной продукции и долю рынка;
  • увеличить число довольных клиентов;
  • повысить уровень квалификации сотрудников;
  • повысить качество продукции;
  • повысить эффективность обслуживания;
  • создать дилерскую сеть.

Чтобы наглядно показать действие процессов в компании, необходимо обратиться к Стратегической карте компании (рис. 1).

Стратегическая карта компания

Рис. 1. Стратегическая карта компании «ЛайтПринт Юг»

Руководством компании было принято решение о внедрении системы управленческих показателей. Каждая из поставленных стратегией задач может быть отражена с помощью табл. 1.

Таблица 1

Пример системы показателей компании «ЛайтПринт Юг»

Задача

Показатель

Значение

Инициатива

Финансы

Повысить прибыльность

Чистая прибыль

150 тыс. р.

Повышать эффективность управления

Снизить объем выплат по процентам

Объем заемных средств

Менее 50 тыс. р.

Как можно скорее вернуть займы

Клиенты

Увеличить число «довольных клиентов»

Доля клиентов повторно обращающихся за услугами

Не менее 20 %

Изменить маркетинговую и ценовую политику предприятия

Увеличить объем продаж печатного оборудования

Объем продаж

25 тыс. р.

Давать больше рекламы

Увеличить долю рынка

Число клиентов по отношению к печатным компаниям

Не менее 10 %

Увеличить продажи

Внутренние бизнес-процессы

Повысить эффективность обслуживания

Время ожидания клиентом заказа

Менее 3-х дней

Приобрести современное автоматизированное оборудование

Снизить количество брака

Количество брака при производстве продукции

Не более 1 в партии

Провести обучение персонала

Персонал и развитие

Повысить уровень квалификации сотрудников

Отношение сотрудников с высшим образованием к общему количеству сотрудников

50 %

Обеспечить наем сотрудников только с высшим образованием

Снизить текучесть кадров

Количество увольняющихся сотрудников к общему количеству сотрудников

Менее 10 %

Улучшить качество собеседований при приеме на работу. Провести ряд мероприятий для сплочения коллектива

Использовать в работе только новое оборудование

Количество нового оборудования к общему количеству оборудования

60 %

Снизить расходы компании для возможности приобретения оборудования

Разработка сбалансированной системы показателей означает масштабное изменение всего процесса осуществления корпоративной стратегии. В этой связи важны два следующих обстоятельства. Во-первых, построение сбалансированной системы показателей направлено не на разработку стратегии, а на ее реализацию. Во-вторых, новую концепцию надо рассматривать не только как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления [1].

Таким образом, на предприятии были проведены следующие мероприятия, которые позволили реализовать стратегию компании (табл. 2).

 

Таблица 2

Мероприятия для реализации стратегии предприятия «ЛайтПринт Юг»

Мероприятие

Цель

Действия

Итог

Повысить эффективность управления

Повысить прибыльность

1. Моральное стимулирование (вовлечение в команду, компанию).

2. Материальное стимулирование (премии, бонусы, путевки)

Повышение чистой прибыли до 157 тыс. р.

Как можно скорее вернуть займы

Снизить объем выплат по процентам

1. Понизить себестоимость производства продукции для повышения чистой прибыли.

2. Участвовать в акции по снижению ставок.

3. Оформить страховку

Снижение выплат до 38 тыс. р.

Изменить маркетинговую и ценовую политику предприятия

Увеличить число «довольных клиентов»

1. Снизить цены на товар, который имеет самую низкую себестоимость.

2. Предлагать клиентам скидочные карты.

3. Внедрить систему «Подарочная визитка» (каждая 10-я визитка –бесплатно )

Увеличение доли клиентов, повторно обратившихся за услугами до 22 %

Давать больше рекламы

Увеличить объем продаж печатного оборудования

1. Произвести перерасчет распределяемых средств, для выделения большего количества на рекламу

Выделение на рекламу 27 тыс. р.

Увеличить продажи

Увеличить долю рынка

1. Приобрести оборудование, которое сократит сроки выполнения заказа.

2. Продавать продукции больше, чем основные конкуренты

Занимаем 10 % доли рынка

Приобрести современное автоматизированное оборудование

Повысить эффективность обслуживания

1. Продажа старого оборудования.

2. Снижение издержек.

Время ожидания заказа уменьшилось до 2-х дней

Провести обучение персонала

Снизить количество брака

1. Выделить средства для обучения.

2. Принять на работу мастера с опытом

Брак уменьшился до 1 шт. в партии

Обеспечить наем сотрудников только с высшим образованием

Повысить уровень квалификации сотрудников

1. Пересмотреть критерии для приема на работу нового сотрудника.

2. В объявлении о приеме на работу добавить пункт «Обязательное высшее образование»

55 % работников на предприятии имеет высшее образование

Улучшить качество собеседований при приеме на работу. Провести ряд мероприятий для сплочения коллектива

Снизить текучесть кадров

1. Нанять специалиста по управлению персоналом.

2. Проводить мероприятия для сплочения коллектива.

Количество увольняющихся сотрудников упало до 10 %

Снизить расходы компании для возможности приобретения оборудования

Использовать в работе только новое оборудование

1. Сократить издержки производства.

2. Повысить цены на самые популярные товары.

3. Сократить количество брака.

Количество нового оборудования к старому оборудованию 70 %

Для наглядного представления изменений, произошедших на предприятии «ЛайтПринт Юг», можно посмотреть в итоговую таблицу (табл. 3).

Таблица 3

Итоговое сравнение показателей на предприятии «ЛайтПринт Юг»

Показатель/год

2016

2017

Прибыль

141 500

157 000

Выплаты

53 000

38 000

Клиенты, вернувшиеся повторно

15 %

22 %

Средства на рекламу

20 000

27 000

Доля рынка

8 %

10 %

Время ожидания

4 дня

2 дня

Брак

3 шт.

1 шт.

Высшее образование

40 %

55 %

Увольнения

18 %

10 %

Новое оборудование к старому

40 %

70 %

Также, можно проанализировать улучшения, которые произошли во время проведения мероприятий на предприятии на графике чистой прибыли предприятия за 2016 – 2017 г. (рис. 2).

 Изменение чистой прибыли на предприятии

Рис. 2. Изменение чистой прибыли на предприятии «ЛайтПринт Юг»

Таким образом, подводя итог проделанной работы, можно отметить изменения на предприятии в лучшую сторону, по всем параметрам, которые были представлены в системе сбалансированных показателей. Все задачи, установленные вначале, были выполнены даже больше, чем ожидалось.

 

Список литературы

  1. Гершун А. М., Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 128 с.

Материал поступил в редакцию 23.05.2017
© Ходыко К. С., 2017