Анализ системы сбалансированных показателей
Авторы: Ходыко Ксения Сергеевна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 25-29
Объём: 0,20
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017
Библиографическое описание: Ходыко К. С. Анализ системы сбалансированных показателей // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 25-29.
Аннотация: Статья посвящена анализу системы сбалансированных показателей, сложившейся на предприятии, с целью конкретизации, представления и реализации стратегии. Эта концепция способствует повышению вероятности реализации намеченной стратегии.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время система сбалансированных показателей (далее – ССП) разъясняет базовую стратегическую ориентацию компании и представляет ее в измеримом виде. При этом сбалансированная система показателей делает свой вклад в улучшение системы мотивации, поскольку сформулированные для сотрудников цели влияют на их поведение.
В качестве объекта для анализа выбрана издательская деятельность одной из типографий Южного Федерального округа.
Для более эффективного формирования бизнеса было принято решение выделить миссию компании и ее стратегическую цель.
Миссия компании. Мы позволяем клиентам получать качественную продукцию по ценам, значительно ниже, чем у конкурентов.
Стратегическая цель. Стать ведущей типографией Ростовской области.
Для достижения стратегической цели на 2017 год были сформулированы следующие задачи:
- повысить прибыльность компании;
- уменьшить издержки;
- увеличить объем продаж печатной продукции и долю рынка;
- увеличить число довольных клиентов;
- повысить уровень квалификации сотрудников;
- повысить качество продукции;
- повысить эффективность обслуживания;
- создать дилерскую сеть.
Чтобы наглядно показать действие процессов в компании, необходимо обратиться к Стратегической карте компании (рис. 1).
Рис. 1. Стратегическая карта компании «ЛайтПринт Юг»
Руководством компании было принято решение о внедрении системы управленческих показателей. Каждая из поставленных стратегией задач может быть отражена с помощью табл. 1.
Таблица 1
Пример системы показателей компании «ЛайтПринт Юг»
Задача |
Показатель |
Значение |
Инициатива |
|
Финансы |
Повысить прибыльность |
Чистая прибыль |
150 тыс. р. |
Повышать эффективность управления |
Снизить объем выплат по процентам |
Объем заемных средств |
Менее 50 тыс. р. |
Как можно скорее вернуть займы |
|
Клиенты |
Увеличить число «довольных клиентов» |
Доля клиентов повторно обращающихся за услугами |
Не менее 20 % |
Изменить маркетинговую и ценовую политику предприятия |
Увеличить объем продаж печатного оборудования |
Объем продаж |
25 тыс. р. |
Давать больше рекламы |
|
Увеличить долю рынка |
Число клиентов по отношению к печатным компаниям |
Не менее 10 % |
Увеличить продажи |
|
Внутренние бизнес-процессы |
Повысить эффективность обслуживания |
Время ожидания клиентом заказа |
Менее 3-х дней |
Приобрести современное автоматизированное оборудование |
Снизить количество брака |
Количество брака при производстве продукции |
Не более 1 в партии |
Провести обучение персонала |
|
Персонал и развитие |
Повысить уровень квалификации сотрудников |
Отношение сотрудников с высшим образованием к общему количеству сотрудников |
50 % |
Обеспечить наем сотрудников только с высшим образованием |
Снизить текучесть кадров |
Количество увольняющихся сотрудников к общему количеству сотрудников |
Менее 10 % |
Улучшить качество собеседований при приеме на работу. Провести ряд мероприятий для сплочения коллектива |
|
Использовать в работе только новое оборудование |
Количество нового оборудования к общему количеству оборудования |
60 % |
Снизить расходы компании для возможности приобретения оборудования |
Разработка сбалансированной системы показателей означает масштабное изменение всего процесса осуществления корпоративной стратегии. В этой связи важны два следующих обстоятельства. Во-первых, построение сбалансированной системы показателей направлено не на разработку стратегии, а на ее реализацию. Во-вторых, новую концепцию надо рассматривать не только как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления [1].
Таким образом, на предприятии были проведены следующие мероприятия, которые позволили реализовать стратегию компании (табл. 2).
Таблица 2
Мероприятия для реализации стратегии предприятия «ЛайтПринт Юг»
Мероприятие |
Цель |
Действия |
Итог |
Повысить эффективность управления |
Повысить прибыльность |
1. Моральное стимулирование (вовлечение в команду, компанию). 2. Материальное стимулирование (премии, бонусы, путевки) |
Повышение чистой прибыли до 157 тыс. р. |
Как можно скорее вернуть займы |
Снизить объем выплат по процентам |
1. Понизить себестоимость производства продукции для повышения чистой прибыли. 2. Участвовать в акции по снижению ставок. 3. Оформить страховку |
Снижение выплат до 38 тыс. р. |
Изменить маркетинговую и ценовую политику предприятия |
Увеличить число «довольных клиентов» |
1. Снизить цены на товар, который имеет самую низкую себестоимость. 2. Предлагать клиентам скидочные карты. 3. Внедрить систему «Подарочная визитка» (каждая 10-я визитка –бесплатно ) |
Увеличение доли клиентов, повторно обратившихся за услугами до 22 % |
Давать больше рекламы |
Увеличить объем продаж печатного оборудования |
1. Произвести перерасчет распределяемых средств, для выделения большего количества на рекламу |
Выделение на рекламу 27 тыс. р. |
Увеличить продажи |
Увеличить долю рынка |
1. Приобрести оборудование, которое сократит сроки выполнения заказа. 2. Продавать продукции больше, чем основные конкуренты |
Занимаем 10 % доли рынка |
Приобрести современное автоматизированное оборудование |
Повысить эффективность обслуживания |
1. Продажа старого оборудования. 2. Снижение издержек. |
Время ожидания заказа уменьшилось до 2-х дней |
Провести обучение персонала |
Снизить количество брака |
1. Выделить средства для обучения. 2. Принять на работу мастера с опытом |
Брак уменьшился до 1 шт. в партии |
Обеспечить наем сотрудников только с высшим образованием |
Повысить уровень квалификации сотрудников |
1. Пересмотреть критерии для приема на работу нового сотрудника. 2. В объявлении о приеме на работу добавить пункт «Обязательное высшее образование» |
55 % работников на предприятии имеет высшее образование |
Улучшить качество собеседований при приеме на работу. Провести ряд мероприятий для сплочения коллектива |
Снизить текучесть кадров |
1. Нанять специалиста по управлению персоналом. 2. Проводить мероприятия для сплочения коллектива. |
Количество увольняющихся сотрудников упало до 10 % |
Снизить расходы компании для возможности приобретения оборудования |
Использовать в работе только новое оборудование |
1. Сократить издержки производства. 2. Повысить цены на самые популярные товары. 3. Сократить количество брака. |
Количество нового оборудования к старому оборудованию 70 % |
Для наглядного представления изменений, произошедших на предприятии «ЛайтПринт Юг», можно посмотреть в итоговую таблицу (табл. 3).
Таблица 3
Итоговое сравнение показателей на предприятии «ЛайтПринт Юг»
Показатель/год |
2016 |
2017 |
Прибыль |
141 500 |
157 000 |
Выплаты |
53 000 |
38 000 |
Клиенты, вернувшиеся повторно |
15 % |
22 % |
Средства на рекламу |
20 000 |
27 000 |
Доля рынка |
8 % |
10 % |
Время ожидания |
4 дня |
2 дня |
Брак |
3 шт. |
1 шт. |
Высшее образование |
40 % |
55 % |
Увольнения |
18 % |
10 % |
Новое оборудование к старому |
40 % |
70 % |
Также, можно проанализировать улучшения, которые произошли во время проведения мероприятий на предприятии на графике чистой прибыли предприятия за 2016 – 2017 г. (рис. 2).
Рис. 2. Изменение чистой прибыли на предприятии «ЛайтПринт Юг»
Таким образом, подводя итог проделанной работы, можно отметить изменения на предприятии в лучшую сторону, по всем параметрам, которые были представлены в системе сбалансированных показателей. Все задачи, установленные вначале, были выполнены даже больше, чем ожидалось.
Список литературы
- Гершун А. М., Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 128 с.
Материал поступил в редакцию 23.05.2017
© Ходыко К. С., 2017