Иоанн Готский и распространение христианства в Крыму
Авторы: Дзарасов Альберт Асахметович, Макаренко Геннадий Иванович
.Рубрика: Исторические науки
Страницы: 152-155
Объём: 0,26
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017
Библиографическое описание: Дзарасов А. А., Макаренко Г. И. Иоанн Готский и распространение христианства в Крыму // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 152-155.
Аннотация: Авторами проведен анализ различных социальных, этнических и конфессиональных аспектов распространения христианства в Крыму с момента его появления до VIII века нашей эры; рассмотрены исторические закономерности взаимодействия некоторых народов, населявших полуостров, а также влияние крупнейшего государства региона – Византии на их жизнь; особо отмечена роль видного общественного и религиозного деятеля того времени Иоанна Готского.
Крым сегодня нередко упоминают как колыбель христианства на Руси. Однако, необходимо отметить, что его распространение в этом регионе также не было гладким, встречало множество препятствий и, конечно же, явилось успешным в том числе в силу личных действий и качеств многих подвижников. Одним из тех известных первых деятелей христианства в Крыму, кто оставил важный след в истории, стал Иоанн Готский.
Хорошо известно, что христианство в Крым пришло из Византии, прежде всего в греческие города-поселения во главе с Херсонесом и Боспором. Но до V - начала VI века его распространение вовсе не было похоже на триумфальное шествие – языческие традиции были не просто живучи, они преобладали. И только когда в метрополии по указанию императора Юстиниана началось преследование язычников, тогда пришла пора насильственной христианизации и в колониях – в Северном Причерноморье и Крыму. Так, современные историки В. М. Зубарь и Ю. В. Павленко утверждают, что первые христианские памятники Херсонеса относятся именно к указанному выше времени [1].
Более того, нужно указать, что сами греки Крыма не были обособленными и, будучи отдаленными от метрополии, неизбежно испытывали сильное воздействие иных народов. В частности, в III веке на полуостров вошли готы – одно из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов сначала в районы Северного Причерноморья, а затем и в Крым. Уже позже язычники готы, теснимые гуннами, постепенно были по большей части ассимилированы греками и приняли христианство, что подтверждается археологическими находками [2], однако территории юго-западного Крыма на многие века сохранили название Готии [3].
Впрочем, религиозная жизнь Крыма в большей степени определялась веяниями из Византии. Так, христианство VIII-IX веков прошло этап непримиримой борьбы двух теологических течений – почитания икон и, в противовес ему, борьбы с этим почитанием. Исходя из приверженности к этим течениям, их сторонников называют соответственно иконопочитателями либо иконоборцами. Для понимания этих воззрений стоит пояснить, что иконоборцы полагали священные изображения «идолами», а почитание икон – «идолопоклонством» и при этом ссылались на библейские заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе…»).
В 730 году император Византии Лев III запретил почитание икон, и произошло массовое переселение в Крым греков-иконопочитателей. Это послужило основой изменениям культурной жизни на полуострове. К середине VIII века в Крыму действовали Готская и Сугдейская епархии, а явно доминирующим в регионе было положение иконопочитателей. Однако, в 754 году Готский епископ (имя его не сохранилось) из желания угодить императору Константину Копрониму, подписал положения иконоборческого собора в Константинополе. В благодарность за это он был назначен митрополитом Гераклеи Фракийской, а жители Готии на освободившееся место выбрали кандидата на должность епископа – уроженца Партенита Иоанна, который, как и они в своем большинстве, был почитателем икон [4].
Будущий архипастырь направляется сначала в Иерусалим и проводит там три года, а затем – в Грузию, свободную от иконоборцев, где и был произведен в епископы.
Позже Иоанн возвращается в Тавриду, где сталкивается уже с другими реалиями. Грекам-крымчанам вновь пришлось отстаивать свою веру, да и само право на существование, в борьбе с пришлыми народами.
Хазарские племена, объединенные в Хазарский каганат, с конца VII века активно стали захватывать и подчинять себе территории Крыма. Их военная мощь, как допускают исследователи, позволяла взять верх и над греческими городами. Однако, вмешалась политика: отношения Византии с хазарами при упомянутом выше императоре Льве были закреплены браком наследника престола, будущего императора Константина V, с дочерью хазарского кагана Ириной. Скрепленные родственной связью добрые отношения между хазарами и империей, вполне вероятно, и были причиной того, что хазары не стали завоевывать Херсонес, и он остался подчиненным Византии [5].
Взошедшая на престол Византии Ирина помогла возвышению Иоанна Готского. Епископ посылает императрице свиток с изложением своей веры, что по тем временам было достаточно рискованно и требовало немало мужества. Но Ирина со вниманием приняла такое послание и пригласила Иоанна Готского в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания, найдя в том полную поддержку светской властительницы.
Между тем в Крыму обострились разногласия между Византией и Каганатом, в том числе и религиозные. Хазары уже склонялись к иудаизму в качестве государственной религии, и потому христианство в Крыму оказалось под угрозой. Епископ Иоанн разделяет со своим народом лишения от хазар, захвативших многие земли Готии. В 787 году произошло народное восстание, которое поддержал местный князь. Иоанн был одним из инициаторов и активно участвовал в нём. Военный гарнизон хазар был изгнан из столицы Готии – Дороса (Мангупа). Однако, хазары вскоре опять овладели городом. Иоанн попал в плен. Каган сохранил епископу жизнь, но заключил в тюрьму в Фуллах – городе, место расположения которого в Крыму остается предметом спора для историков. Иоанн оттуда бежал и поселился в городе Амастриде (ныне Амасре) в Турции [6]. Через четыре года там он и умер.
Тело неутомимого борца за веру и благо христиан было перевезено на родину в Крым. Но место его погребения так и остается загадкой. По одной версии, оно покоится в монастыре святого Георгия у мыса Фиолент, вблизи от Севастополя, на территории, прилегающей к одной из воинских частей Черноморского флота. Другая предполагает, что тело было похоронено в Партените на горе Аю-Даг, в храме Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, который по преданию был возведен по инициативе самого Иоанна.
Топонимы либо иные прямые свидетельства о германских кочевых племенах Крыма во многом стерлись под бременем времен, и их осталось не так уж и много. Готская епархия сохранилась в Крыму вплоть до 1798 года. Готов, как отдельный этнос, некоторые исследователи, пусть и с натяжкой, но по отдельным признакам идентифицируют также еще до XVIII века [7]. Память же об Иоанне Готском увековечена православной церковью в веках. За стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей, праведность и благочестие он причислен к лику святых [8]. В Партените (рядом с нынешней Алуштой) на подворье Косьмо-Дамиановского монастыря сегодня располагается небольшой Храм святителя Иоанна Готского.
Список литературы
- Зубарь В. М., Павленко Ю. В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. – К. : Н. Думка, 1988. – 208 с.
- Репников Н. И. Гурзуф и его ближайшие окрестности в историко-археологическом отношении // ИТУАК. – № 36. – Симферополь, 1904. – С. 37–42.
- Пиоро И. С. Крымская Готия: монография. – К. : «Лыбидь», 1940. – 200 с.
- Путеводитель. Ялта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jalita.com/guidebook/temple_of_yalta/ioann_gotskiy.shtml.
- Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. – М. : Книга по Требованию, 2011. – 186 с.
- Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». – Симферополь : «АнтиквА», 2007. – 348 с.
- Богуш-Сестренцевич С. О Таврии В 2-х т. – СПб. : тип. Шнора, 1806.
- Акафист и житие святителя Иоанна Готфского. – Н. Оріанда, 2011.
Материал поступил в редакцию 17.06.2017
© Дзарасов А. А., Макаренко Г. И., 2017