Маркетинговые факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики компании

Наука без границ - Маркетинговые факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики компании

Авторы: Савельева Ирина Петровна, Капустинская Лидия Владимировна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-8

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Савельева И. П., Капустинская Л. В. Маркетинговые факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики компании // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - C. 5-8.

Аннотация: в статье проведен сравнительный анализ маркетинговых факторов, которые могут оказывать влияние на формирование ассортиментной политики. Выявлено, какие факторы будут иметь ключевое влияние на торговые компании, а какие на производственные.

В современном мире торговля и торговые отношения имеют ключевое значение в экономическом развитии, как на региональном уровне, так и на федеральном. Существенное влияние на становление и прогресс торгового предприятия имеет грамотное построение маркетингового комплекса. В рамках нашей статьи, мы рассмотрим непосредственно сам товар. Формированием и управлением товаром и ассортиментными единицами занимается ассортиментная политика. Мы согласны с мнением большинства экспертов, что ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга торговой компании, и ее значимость резко повышается в условиях жесткой конкуренции. Под ассортиментной политикой принято понимать цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством компании. Таким образом, целью торговой компании в области ассортимента будет являться формирование реального или прогнозируемого ассортимента [1-4].

Попытаемся выяснить, какие факторы могут оказывать влияние на формирование ассортиментной политики на производственном предприятии и в торговой компании (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики

Факторы

Производство

Торговая компания

Спрос

Решающее влияние

Решающее влияние

Рентабельность

Решающее влияние

Решающее влияние

Конкуренция

Значительное влияние

Значительное влияние

Месторасположение

Незначительное влияние

Значительное влияние

Социальный состав населения

Незначительное влияние

Значительное влияние

Национальные и исторические особенности

Незначительное влияние

Значительное влияние

Транспорт и логистика

Умеренное влияние

Умеренное влияние

Оборудование и материально-техническая база

Значительное влияние

Значительное влияние

Сырьевая база

Значительное влияние

Не оказывает влияния

Сезонность

Значительное влияние

Значительное влияние

Кадровый состав

Значительное влияние

Незначительное влияние

Каналы распространения

Умеренное влияние

Умеренное влияние

Достижения научно-технического прогресса

Значительное влияние

Значительное влияние

 

Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность. Под спросом большинство экспертов понимают потребность, подкрепленную платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей. Под рентабельностью принято понимать показатель, отражающий прибыльность предприятия, и который определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы [5]. Их влияние будет основополагающим как на производственном предприятии, так и в торговой компании.

Следующим по силе воздействия на ассортиментную политику можно выделить фактор конкуренции. Причем, он будет иметь одинаковое влияние, как на промышленном предприятии, так и в торговой фирме. Сама уникальность товара, его своевременность, широта и глубина представляемого ассортиментного набора будет одним из наиболее значительных преимуществ в конкурентной борьбе.

Еще один фактор, сильный по воздействию и общий как для торговой компании, так и для производственной – фактор сезонности. Сезонность может влиять на спрос, может влиять на сырьевую базу.

К специфическим факторам можно отнести материально-техническую базу предприятия и его сырьевую базу. Под сырьевой базой организации эксперты определяют наличие природных ресурсов, состояние добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затраты на производство и доставку сырья [6]. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Под материально-технической базой принято понимать производственные, складские и торговые площади, оборудование, холодильные установки и т. п. [7]. Влияние этих факторов будет значительным, а порой и решающим на производственном предприятии. Влияние материально-технической базы будет также значительным на торговую компанию, а вот влияние сырьевой базы не окажет влияния на формирование ассортиментной политики в торговой компании.

Следующим комплексом факторов, которые могут оказать влияние на становление и развитие ассортиментной политики будут факторы, связанные с окружающей средой предприятия, а именно: его территориальное месторасположение, социальный состав населения, национальные и исторические особенности. Мы считаем, что наибольшее влияние на ассортиментную политику данного комплекса будет на торговую компанию, и почти не будет влиять на производственное предприятие. Территориальное расположение напрямую связанно с логистикой предприятия, что в свою очередь оказывает умеренное влияние на формирование ассортиментной политики. Каналы распределения товаров, то есть ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента в торговой фирме и в производственной компании.

Кадровый состав организации также может оказывать влияние на ассортимент, особенно на производственном предприятии, влияние на торговую фирму незначительное.

Еще один фактор, который может воздействовать на ассортимент компании – достижения научно-технического прогресса. Данный фактор способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов, а значит, будет оказывать одинаковое влияние, как на производство, так и на торговую фирму.

При формировании ассортиментной политики нужно учитывать весь спектр перечисленных факторов, так как почти все они, так или иначе, влияют на формирование ассортиментной политики. Но преимущественное внимание следует уделять тем факторам, которые оказывают наибольшее влияние на специфику конкретного предприятия.

 

Список литературы

  1. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Бузукова Е. А. – СПб : Питер, 2015.
  2. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице / Бузукова Е. А. – СПб : Питер, 2015.
  3. Сысоева С. В., Новоселова Н. А. Оперативное управление в розничной торговле. – СПб : Питер, 2016.
  4. Бузукова Е. А. Ассортиментный менеджмент. – Екатеринбург : Ритейл Сити, 2013.
  5. Одинцова Е. В. Метод анализа ассортимента Маркон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goodstudents.ru/assortiment-analysis/9-markon-odintsova.html.
  6. Одинцова Е. В. Управление производственной программой промышленного предприятия на основе оптимизации ассортиментной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goodstudents.ru/assortiment-analysis/1425-pr-programm.html.
  7. Канаян Р. М., Канаян К. А. Ассортимент: стратегия и тактика // Библиотека розничной торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usconsult.ru/b_020.html.

 

Материал поступил в редакцию 27.05.2017
© Савельева И. П., Капустинская Л. В., 2017