Развитие расчетных и аналитических навыков у учащихся на уроках элективного курса «Основы предпринимательства» по теме «Проблемы бухучета в России»

Наука без границ - Развитие расчетных и аналитических навыков у учащихся на уроках элективного курса «Основы предпринимательства» по теме «Проблемы бухучета в России»

Авторы: Шипоша Марина Александровна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 115-120

Объём: 0,35

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шипоша М. А. Развитие расчетных и аналитических навыков у учащихся на уроках элективного курса «Основы предпринимательства» по теме «Проблемы бухучета в России» // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 115-120.

Аннотация: в данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по одной из тем элективного курса «Основы предпринимательства» для 9-11 классов, особенностью которой является применение технологии проблемного обучения в сочетании с развитием расчетных и аналитических навыков у учащихся посредством решения практических тематических задач.

Особенностью развития у учащихся различного рода знаний, умений и навыков на современном этапе является усиление роли интеллектуальной деятельности, а в частности аналитических и расчетных навыков. Следовательно, данные навыки в современных социально-экономических и культурных условиях играют ведущую роль. Само по себе аналитическое мышление – это способность человека использовать логику при принятии решений и анализе информации. С практической точки зрения аналитическое мышление включает в себя целый комплекс действий, среди которых можно выделить разложение информации на отдельные составляющие компоненты с последующим их анализом, посредством логических выводов и умозаключений, восстановление недостающей информации, если это задача, то на основе предыдущих шагов наброска нескольких вариантов ее решения с анализом в отдельности каждого из них, объективно оценивая все их минусы и плюсы, выбрав самый оптимальный и т. д.

Аналитические навыки – представляют собой способность применения аналитического мышления при решении конкретных задач. Необходимость развития аналитических навыков при изучении экономических дисциплин сомнений не вызывает.

Не менее важны и расчетные навыки, особенно при изучении дисциплин с экономическим уклоном, в частности элективного курса «Основы предпринимательства» и, рассматриваемой в данной статье, темы из курса «Проблемы бухучета в России». Они способствуют формированию у детей прочных навыков вычислений, попутно эффективно развивая оперативную память и внимание. При этом формируются не только вычислительные навыки, но и оттачивается «числовая зоркость» у учащихся. Нельзя не заметить, что при развитии этих навыков вносится специфический вклад и в развитие основных психических функций учащихся, способствующих развитию памяти, внимания, скорости мышления.

Проблеме развития расчетных и аналитических навыков у учащихся в теории и практике методики обучения уделяется особое внимание. Являясь по своей сути сложным предметным умением, данные навыки интегрируют в себе разнообразные простые специальные умения, адекватные отдельным элементам знаний, их системам. Применение на практике расчетных и аналитических навыков позволяет создать такие учебные ситуации, которые способствуют развитию системности и осознанности получаемых знаний, самостоятельности, то есть формируют основные предметные компетенции. Поэтому целью данной статьи является освоение теоретических знаний по изучаемой теме и развитие у учащихся навыков расчетно-аналитической работы. Такой подход  к обучению способствует решению поставленных задач, развивает навыки аналитической работы и служит связью между теоретическим курсом и его применением на практике.

Рассмотрим применение данной методики обучения на примере изучения темы: «Проблемы бухучета в России» в рамках элективного курса «Основы предпринимательства».

Тип урока: изучение нового материала.

Метод ведения: урок-практикум с применением технологии проблемного обучения.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с программой элективного курса. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала.

План урока:

1. Проблемы бухучета в России;

2. Практическое решение проблем бухгалтерского учета.

Цели урока:

  • личностные – воспитывать у учащихся уважительное отношение к предпринимательству, культуру экономического мышления, умение управлять организацией и производством;
  • предметные – познакомить учащихся с понятием бухгалтерского учета, предпринимательства и предпринимательской деятельности, предприятия как основной формы предпринимательской деятельности, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности;
  • метапредметные – развивать предпринимательские и организаторские способности, умение анализировать и обобщать информацию, работать с дополнительной литературой, развивать навыки самостоятельной работы, а также работы в группах, умение формулировать выводы.

Задачи урока:

  • ознакомление учащихся с основными проблемами бухгалтерского учета в России;
  • формирование у учащихся знаний о бухгалтерском учете и механизмах его реализации в предпринимательской деятельности, о предприятии как основной форме предпринимательской деятельности.

Основные понятия: предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, бухгалтерский учет.

Критерии оценивания учащихся по итогам проведения урока-практикума: в первую очередь, оценивается правильность ответов учащихся, а также логика и четкость изложения материала, также принимается во внимание культура изложения материала, поведение в команде (группе), умение сотрудничать. По окончании занятия подводятся итоги урока, учащиеся поощряются отметками «отлично» и «хорошо» по данному курсу.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая учащимися на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность выполнения заданий в ходе урока-практикума. Проверка заданий осуществляется в процессе занятия.

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Основная часть занятия

Проблемный вопрос: Какие на сегодняшний день существуют проблемы при ведении бухгалтерского учета в России: пути их решения и перспективы развития.

Вопрос 1. Проблемы бухучета в России

Бухгалтерский учет – это базовая основа в деятельности любого предприятия. Первоочередной задачей бухгалтерского учета выступает формирование достоверной и полной информации о деятельности предприятия (организации). Эта информация должна быть точной и своевременной, а также соответствующей определенным правилам и требованиям ведения бухгалтерского учета. Развитие всех сфер общества, включая экономическую, влияет на принципы ведения учета, изменяя и развивая их. На сегодняшний день ведение учетной практики в организациях и на предприятиях требует нового подхода. При этом существуют проблемы, которые связаны с использованием на практике требований ведения бухгалтерского учета.

Рассмотрим основные проблемы бухучета в России на сегодняшний день:

  • снижение качества аналитического учета, приводящее к снижению достоверности отчетной информации;
  • упрощение учета затрат на производство;
  • снижение методологического потенциала отечественной школы учета, увеличение научных кадров МСФО, которые пренебрегают реальными нуждами бухучета на предприятиях и в организациях;
  • изменение отношения к бухучету не как к первоочередной категории управления, а как к его принятию в качестве доп. элемента, обслуживающего финансовый рынок.

Бухгалтерский учет выступает в качестве ключевого момента в деятельности любого предприятия либо организации на территории Российской Федерации. Выполнение основной задачи бухучета, которая заключается в формировании финансовой отчетности предприятия (организации), должно быть своевременным. На сегодняшний день существуют и некоторые другие проблемы, которые основаны на отсутствии знаний ведения бухгалтерского учета. Поэтому, актуальность вопроса о развитии и практическом изучении бухгалтерского учета в современных условиях сомнений не вызывает.

В целом количество проблем, которые непосредственно связаны с бухучетом в Российской Федерации, является достаточно объемным. Помимо уже выделенных проблем, можно отметить и другие, среди которых наиболее важной для нас является проблема отсутствия необходимых основополагающих, базовых  знаний в области  ведения бухгалтерского учета. Помимо этого, необходимо также и совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, касающихся данной отрасли, так как подготовка специалистов бухгалтерского учета должна содержать в себе требования современной рыночной экономики и региональные потребности. Именно на этой проблеме мы остановимся подробнее, так как для ее разрешения необходимы определенные расчетные и аналитические навыки, которые далее мы и будем формировать в процессе практического решения задач по бухгалтерскому учету.

Вопрос 2. Практическое решение проблем бухгалтерского учета

Для решения одной из острых проблем бухгалтерского учета в России – отсутствия основополагающей базы знаний для эффективного ведения бухучета на предприятиях и организациях, а также для ориентирования в данной сфере, как у возможных будущих руководителей, так и у основной массы населения страны, необходимо наглядное, практическое решение данной проблемы посредством разбора и разрешения некоторых задач.

В качестве примера разберем задачу № 1:

ООО «СтройМаркет» в течение дня совершил следующие операции, которые связаны с наличностью, а именно:

  • выдача денег под отчет сотруднику Смирнову по расходному кассовому ордеру в размере 25 000 р.;
  • получение от покупателя за товар суммы 11 300 р. по приходному кассовому ордеру;
  • с расчетного счета сняты денежные средства в размере 120 000 р. для выплаты зарплаты персоналу;
  • выдача работникам заработной платы в размере 120 000 р.;
  • возврат неистраченной подотчетной суммы Смирновым в размере 6 500 р.

Какие проводки должен отразить бухгалтер по указанным операциям? Укажите проводки для каждой операции в таблице ниже (табл. 1).

Таблица 1

Проводки для каждой операции с наличностью

Содержание хозяйственной операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

Выдача денег под отчет

25 000

Получение оплаты от покупателя

11 300

Получено по чеку с расчетного счета для выплаты зарплаты

120 000

Выплата заработной платы из кассы

120 000

Возврат неизрасходованной подотчетной суммы

6 500

 

 

 

Решение (табл. 2):

Таблица 2

Правильная расстановка операций по счетам

Содержание хозяйственной операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

Выдача денег под отчет

25 000

71

50

Получение оплаты от покупателя

11 300

50

62

Получено по чеку с расчетного счета для выплаты зарплаты

120 000

50

51

Выплата заработной платы из кассы

120 000

70

50

Возврат неизрасходованной подотчетной суммы

6 500

50

71

 

Задача № 2:

Организация приобрела за плату объект основных средств – стоимостью 89 000 р., не включая НДС в сумме 11 000 р. Объект основных средств предназначен для использования в производстве продукции, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Составим бухгалтерские проводки (табл. 3).

Таблица 3

Бухгалтерские проводки

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, р.

Дебет

Кредит

Общая

1

Отражена стоимость приобретенного объекта основных средств согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)

08-4

60

89 000

2

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком

19-1

60

11 000

3

Произведена оплата за объект основных средств (включая НДС)

60

51

100 000

4

Сумма НДС, уплаченная поставщику, учтена в стоимости приобретенного объекта основных средств

08-4

19-1

11 000

5

Объект основных средств принят к учету по первоначальной стоимости

01

08-4

100 000

 

Задача № 3:

Первоначальная стоимость объекта основных средств, который используется в основном производстве, – 32 800 р. Срок полезного использования – 10 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по годам и месяцам эксплуатации.

Определим годовую норму амортизационных отчислений:

100 % : 10 лет = 10 %.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений:

32 800 руб. х 10 % = 3 280 руб.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений:

3 280 руб. : 12 мес. = 273 руб.

Таким образом, ежемесячно в течение десяти лет на затраты основного производства будет списываться 273 руб. начисленной амортизации записью:

Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств» – 273 руб.

3. Подведение итогов урока.

4. Заключительное слово учителя.

5. Домашнее задание: решение практических задач по бухгалтерскому учету (выдается дидактический материал с задачами).

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения данной методики обучения на уроках элективного курса «Основы менеджмента»: такое представление знаний повышает эффективность занятия и цельность изучаемого учебного материала, облегчая его усвоение; является одним из интенсивных методов обучения, позволяя развивать расчетные и аналитические навыки у учащихся. Методика применима для различных возрастных категорий учащихся, изменяется только уровень сложности используемых заданий, она позволяет увеличивать объемы знаний учеников, не перегружая их излишней информацией.

Развивать расчетные и аналитические навыки на подобных уроках  –  значит овладевать сложной системой умственных и практических действий, которые обеспечивают переработку информации, ее восприятие и сопоставление с конкретной ситуацией.

Современные условия жизни ставят человека перед требованием систематически учиться. Поэтому овладение расчетными и аналитическими навыками наиболее актуальная задача, так как школьные предметы имеют свои особенности и возможности в их развитии. В процессе такого рода обучения развиваются различные стороны мышления учащихся, навыки самообразования, а также происходит их интеллектуальный рост.

 

Материал поступил в редакцию 31.05.2017
© Шипоша М. А., 2017