Развитие расчетных и аналитических навыков у учащихся на уроках элективного курса «Основы предпринимательства» по теме «Проблемы бухучета в России»
Авторы: Шипоша Марина Александровна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 115-120
Объём: 0,35
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017
Библиографическое описание: Шипоша М. А. Развитие расчетных и аналитических навыков у учащихся на уроках элективного курса «Основы предпринимательства» по теме «Проблемы бухучета в России» // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 115-120.
Аннотация: в данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по одной из тем элективного курса «Основы предпринимательства» для 9-11 классов, особенностью которой является применение технологии проблемного обучения в сочетании с развитием расчетных и аналитических навыков у учащихся посредством решения практических тематических задач.
Особенностью развития у учащихся различного рода знаний, умений и навыков на современном этапе является усиление роли интеллектуальной деятельности, а в частности аналитических и расчетных навыков. Следовательно, данные навыки в современных социально-экономических и культурных условиях играют ведущую роль. Само по себе аналитическое мышление – это способность человека использовать логику при принятии решений и анализе информации. С практической точки зрения аналитическое мышление включает в себя целый комплекс действий, среди которых можно выделить разложение информации на отдельные составляющие компоненты с последующим их анализом, посредством логических выводов и умозаключений, восстановление недостающей информации, если это задача, то на основе предыдущих шагов наброска нескольких вариантов ее решения с анализом в отдельности каждого из них, объективно оценивая все их минусы и плюсы, выбрав самый оптимальный и т. д.
Аналитические навыки – представляют собой способность применения аналитического мышления при решении конкретных задач. Необходимость развития аналитических навыков при изучении экономических дисциплин сомнений не вызывает.
Не менее важны и расчетные навыки, особенно при изучении дисциплин с экономическим уклоном, в частности элективного курса «Основы предпринимательства» и, рассматриваемой в данной статье, темы из курса «Проблемы бухучета в России». Они способствуют формированию у детей прочных навыков вычислений, попутно эффективно развивая оперативную память и внимание. При этом формируются не только вычислительные навыки, но и оттачивается «числовая зоркость» у учащихся. Нельзя не заметить, что при развитии этих навыков вносится специфический вклад и в развитие основных психических функций учащихся, способствующих развитию памяти, внимания, скорости мышления.
Проблеме развития расчетных и аналитических навыков у учащихся в теории и практике методики обучения уделяется особое внимание. Являясь по своей сути сложным предметным умением, данные навыки интегрируют в себе разнообразные простые специальные умения, адекватные отдельным элементам знаний, их системам. Применение на практике расчетных и аналитических навыков позволяет создать такие учебные ситуации, которые способствуют развитию системности и осознанности получаемых знаний, самостоятельности, то есть формируют основные предметные компетенции. Поэтому целью данной статьи является освоение теоретических знаний по изучаемой теме и развитие у учащихся навыков расчетно-аналитической работы. Такой подход к обучению способствует решению поставленных задач, развивает навыки аналитической работы и служит связью между теоретическим курсом и его применением на практике.
Рассмотрим применение данной методики обучения на примере изучения темы: «Проблемы бухучета в России» в рамках элективного курса «Основы предпринимательства».
Тип урока: изучение нового материала.
Метод ведения: урок-практикум с применением технологии проблемного обучения.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с программой элективного курса. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала.
План урока:
1. Проблемы бухучета в России;
2. Практическое решение проблем бухгалтерского учета.
Цели урока:
- личностные – воспитывать у учащихся уважительное отношение к предпринимательству, культуру экономического мышления, умение управлять организацией и производством;
- предметные – познакомить учащихся с понятием бухгалтерского учета, предпринимательства и предпринимательской деятельности, предприятия как основной формы предпринимательской деятельности, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности;
- метапредметные – развивать предпринимательские и организаторские способности, умение анализировать и обобщать информацию, работать с дополнительной литературой, развивать навыки самостоятельной работы, а также работы в группах, умение формулировать выводы.
Задачи урока:
- ознакомление учащихся с основными проблемами бухгалтерского учета в России;
- формирование у учащихся знаний о бухгалтерском учете и механизмах его реализации в предпринимательской деятельности, о предприятии как основной форме предпринимательской деятельности.
Основные понятия: предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, бухгалтерский учет.
Критерии оценивания учащихся по итогам проведения урока-практикума: в первую очередь, оценивается правильность ответов учащихся, а также логика и четкость изложения материала, также принимается во внимание культура изложения материала, поведение в команде (группе), умение сотрудничать. По окончании занятия подводятся итоги урока, учащиеся поощряются отметками «отлично» и «хорошо» по данному курсу.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая учащимися на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность выполнения заданий в ходе урока-практикума. Проверка заданий осуществляется в процессе занятия.
Ход урока:
1 Организационный момент
2 Основная часть занятия
Проблемный вопрос: Какие на сегодняшний день существуют проблемы при ведении бухгалтерского учета в России: пути их решения и перспективы развития.
Вопрос 1. Проблемы бухучета в России
Бухгалтерский учет – это базовая основа в деятельности любого предприятия. Первоочередной задачей бухгалтерского учета выступает формирование достоверной и полной информации о деятельности предприятия (организации). Эта информация должна быть точной и своевременной, а также соответствующей определенным правилам и требованиям ведения бухгалтерского учета. Развитие всех сфер общества, включая экономическую, влияет на принципы ведения учета, изменяя и развивая их. На сегодняшний день ведение учетной практики в организациях и на предприятиях требует нового подхода. При этом существуют проблемы, которые связаны с использованием на практике требований ведения бухгалтерского учета.
Рассмотрим основные проблемы бухучета в России на сегодняшний день:
- снижение качества аналитического учета, приводящее к снижению достоверности отчетной информации;
- упрощение учета затрат на производство;
- снижение методологического потенциала отечественной школы учета, увеличение научных кадров МСФО, которые пренебрегают реальными нуждами бухучета на предприятиях и в организациях;
- изменение отношения к бухучету не как к первоочередной категории управления, а как к его принятию в качестве доп. элемента, обслуживающего финансовый рынок.
Бухгалтерский учет выступает в качестве ключевого момента в деятельности любого предприятия либо организации на территории Российской Федерации. Выполнение основной задачи бухучета, которая заключается в формировании финансовой отчетности предприятия (организации), должно быть своевременным. На сегодняшний день существуют и некоторые другие проблемы, которые основаны на отсутствии знаний ведения бухгалтерского учета. Поэтому, актуальность вопроса о развитии и практическом изучении бухгалтерского учета в современных условиях сомнений не вызывает.
В целом количество проблем, которые непосредственно связаны с бухучетом в Российской Федерации, является достаточно объемным. Помимо уже выделенных проблем, можно отметить и другие, среди которых наиболее важной для нас является проблема отсутствия необходимых основополагающих, базовых знаний в области ведения бухгалтерского учета. Помимо этого, необходимо также и совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, касающихся данной отрасли, так как подготовка специалистов бухгалтерского учета должна содержать в себе требования современной рыночной экономики и региональные потребности. Именно на этой проблеме мы остановимся подробнее, так как для ее разрешения необходимы определенные расчетные и аналитические навыки, которые далее мы и будем формировать в процессе практического решения задач по бухгалтерскому учету.
Вопрос 2. Практическое решение проблем бухгалтерского учета
Для решения одной из острых проблем бухгалтерского учета в России – отсутствия основополагающей базы знаний для эффективного ведения бухучета на предприятиях и организациях, а также для ориентирования в данной сфере, как у возможных будущих руководителей, так и у основной массы населения страны, необходимо наглядное, практическое решение данной проблемы посредством разбора и разрешения некоторых задач.
В качестве примера разберем задачу № 1:
ООО «СтройМаркет» в течение дня совершил следующие операции, которые связаны с наличностью, а именно:
- выдача денег под отчет сотруднику Смирнову по расходному кассовому ордеру в размере 25 000 р.;
- получение от покупателя за товар суммы 11 300 р. по приходному кассовому ордеру;
- с расчетного счета сняты денежные средства в размере 120 000 р. для выплаты зарплаты персоналу;
- выдача работникам заработной платы в размере 120 000 р.;
- возврат неистраченной подотчетной суммы Смирновым в размере 6 500 р.
Какие проводки должен отразить бухгалтер по указанным операциям? Укажите проводки для каждой операции в таблице ниже (табл. 1).
Таблица 1
Проводки для каждой операции с наличностью
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, р. |
Дебет |
Кредит |
Выдача денег под отчет |
25 000 |
||
Получение оплаты от покупателя |
11 300 |
||
Получено по чеку с расчетного счета для выплаты зарплаты |
120 000 |
||
Выплата заработной платы из кассы |
120 000 |
||
Возврат неизрасходованной подотчетной суммы |
6 500 |
|
|
Решение (табл. 2):
Таблица 2
Правильная расстановка операций по счетам
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, р. |
Дебет |
Кредит |
Выдача денег под отчет |
25 000 |
71 |
50 |
Получение оплаты от покупателя |
11 300 |
50 |
62 |
Получено по чеку с расчетного счета для выплаты зарплаты |
120 000 |
50 |
51 |
Выплата заработной платы из кассы |
120 000 |
70 |
50 |
Возврат неизрасходованной подотчетной суммы |
6 500 |
50 |
71 |
Задача № 2:
Организация приобрела за плату объект основных средств – стоимостью 89 000 р., не включая НДС в сумме 11 000 р. Объект основных средств предназначен для использования в производстве продукции, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Составим бухгалтерские проводки (табл. 3).
Таблица 3
Бухгалтерские проводки
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция счетов |
Сумма, р. |
|
Дебет |
Кредит |
Общая |
||
1 |
Отражена стоимость приобретенного объекта основных средств согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) |
08-4 |
60 |
89 000 |
2 |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
19-1 |
60 |
11 000 |
3 |
Произведена оплата за объект основных средств (включая НДС) |
60 |
51 |
100 000 |
4 |
Сумма НДС, уплаченная поставщику, учтена в стоимости приобретенного объекта основных средств |
08-4 |
19-1 |
11 000 |
5 |
Объект основных средств принят к учету по первоначальной стоимости |
01 |
08-4 |
100 000 |
Задача № 3:
Первоначальная стоимость объекта основных средств, который используется в основном производстве, – 32 800 р. Срок полезного использования – 10 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по годам и месяцам эксплуатации.
Определим годовую норму амортизационных отчислений:
100 % : 10 лет = 10 %.
Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений:
32 800 руб. х 10 % = 3 280 руб.
Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений:
3 280 руб. : 12 мес. = 273 руб.
Таким образом, ежемесячно в течение десяти лет на затраты основного производства будет списываться 273 руб. начисленной амортизации записью:
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств» – 273 руб.
3. Подведение итогов урока.
4. Заключительное слово учителя.
5. Домашнее задание: решение практических задач по бухгалтерскому учету (выдается дидактический материал с задачами).
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения данной методики обучения на уроках элективного курса «Основы менеджмента»: такое представление знаний повышает эффективность занятия и цельность изучаемого учебного материала, облегчая его усвоение; является одним из интенсивных методов обучения, позволяя развивать расчетные и аналитические навыки у учащихся. Методика применима для различных возрастных категорий учащихся, изменяется только уровень сложности используемых заданий, она позволяет увеличивать объемы знаний учеников, не перегружая их излишней информацией.
Развивать расчетные и аналитические навыки на подобных уроках – значит овладевать сложной системой умственных и практических действий, которые обеспечивают переработку информации, ее восприятие и сопоставление с конкретной ситуацией.
Современные условия жизни ставят человека перед требованием систематически учиться. Поэтому овладение расчетными и аналитическими навыками наиболее актуальная задача, так как школьные предметы имеют свои особенности и возможности в их развитии. В процессе такого рода обучения развиваются различные стороны мышления учащихся, навыки самообразования, а также происходит их интеллектуальный рост.
Материал поступил в редакцию 31.05.2017
© Шипоша М. А., 2017