Соотношение обязательных и творческих элементов в системе оценивания учебной деятельности
Авторы: Вовненко Светлана Ивановна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 134-136
Объём: 0,22
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017
Библиографическое описание: Вовненко С. И. Соотношение обязательных и творческих элементов в системе оценивания учебной деятельности // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 134-136.
Аннотация: Автором рассмотрены различные аспекты работы преподавателя по оцениванию учебной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; проанализированы возможности творческого применения нормативно установленных правил и учета индивидуальных особенностей обучающихся; отмечено значение методически обусловленной системы оценивания для достижения образовательных задач.
Действующие федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), установленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, ставят перед современной школой задачу создать такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика в отношении освоения им отдельной дисциплины, но и давала бы целостное представление об учебных достижениях учащегося [1].
В этой связи у педагогов возникает необходимость оптимизировать уже действующую систему оценивания и, желательно, дополнить ее инновационными методами. При этом, как представляется, данные методы должны позволять получать такую интегральную оценку, которая давала бы суммарный результат, связанный с достижением различных уровней компетентности в решении учебных задач.
Количественно способов достижения поставленной цели не ограничено, поскольку практика и творчество подсказывают их множество. Тем не менее, наиболее апробированные и уже оправдавшие себя стоит отметить.
Одним из таких методов, к примеру, может быть проведение итоговых комплексных проверочных работ по итогам каждого периода обучения.
Презентации по окончании работы над определенной темой также могут быть эффективными методами получения интегральных оценок и, в свою очередь, будут отражать степень усвоения учебного материла обучающимися. Кроме того, они вполне могут дополнительно стимулировать их к творческой деятельности [2].
Необходимость повышения эффективности системы оценивания непременно требует разработки основ методического обеспечения системы контроля и оценки учебных достижений. Так, специалистами предлагается к применению следующая вполне доступная схема:
1. Входной контроль (например, тест или срез знаний). Он устанавливает начальный уровень знаний, который помогает определить основные направления для дальнейшего обучения. Здесь же учителем выбирается методика для продолжения работы над учебным материалом, корректируются индивидуальные задания для обучающегося.
2. Диагностическая работа. Должна быть направлена на проверку действий, оцениваемых на каждом конкретном этапе обучения.
3. Проверочная работа. На этом этапе с учетом сложности даются различные задания, причем выполнение их должно быть обязательным. Учитель же дает оценку по всем заданиям дифференцированно и, таким образом, точно определяет уровень освоения учебного материала.
Оценивание, как специфический и важный элемент профессиональной деятельности педагогов, исходя из учебных задач, должно базироваться на определенных общих правилах. Так, для каждого периода обучения безусловным в работе педагогов должно быть понимание того, что оценивание является постоянным и непрерывным, а также обязательным элементом в образовательной практике. Стартовое и текущее диагностическое оценивание, а также тематическое, промежуточное, рубежное и итоговое срезовое оценивание осуществляются в зависимости от того этапа, на котором оно производится. При этом итоговая отметка за период обучения может выступать как суммарный результат полученных оценок.
Критерии и нормы оценивания должны быть установлены и заранее известны как педагогу, так и обучающимся. Предполагаемые результаты обучения являются основой при разработке основных критериев оценивания. При этом, некоторые аспекты будущего оценивания могут обсуждаться сторонами совместно до их нормативного установления [3].
Отметкой могут оцениваться только непосредственные учебные результаты деятельности обучающегося по учебным дисциплинам и процесс их формирования. То есть, современные требования прямо не запрещают для педагогов возможность какого-либо влияния на отметки личных качеств ребенка. Этот аспект единодушно отмечается не только самими педагогами, но и детскими психологами [4].
ФГОС установлено, что контрольно-оценочная деятельность, в том числе при изучении иностранных языков, осуществляется не только педагогами, но производится с привлечением и самих учащихся с целью приобретения ими навыков и привычки к самооценке и взаимооценке [1]. Таким образом, производится распределение ответственности между основными участниками образовательного процесса. К примеру, автором на занятиях по английскому языку успешно применяются элементы, как самооценки, так и взаимоооценки кадетами. В частности, они гармонично проявляются при разборе заданий, выполняемых в подгруппах. Такая работа находит живой отклик у детей, а сложные и обязательные по программе разделы, равно как и задания с военной и патриотической составляющей закрепляются с высокими показателями, и, при этом, констатируются высокие результаты запоминания учебного материала.
Предложенная система оценивания позволяет обеспечить вполне гармоничный подход к оценке уровня знаний обучающегося. Однако соблюдение указанных выше требований к оцениванию требует дополнительных усилий и, конечно же, пунктуальности от педагогов. Процесс оценивания необходимо систематизировать, что, в свою очередь влечет за собой грамотное планирование учебной деятельности обучающегося, что, в частности, предполагает заблаговременную подготовку оптимальных заданий для контроля. Работа такого рода полностью соответствует системе контроля и оценки, предъявляемой требованиями ФГОС, и, как показала практика, является эффективной.
Таким образом, использование в процессе образования законодательно установленной и, значит, обязательной, системы контроля и оценки, с одной стороны, дисциплинирует участников образовательного процесса, а, с другой, дает возможность проявлению их индивидуальности и творчества, приводит к более объективной и качественной обратной связи от обучаемых к педагогам. Система контроля и оценивания знаний включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и мотивирует их, позволяет индивидуализировать процесс контроля за усвоением учебного материала, а также обеспечивает и прогресс в обучении.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507.
- Ковтунова Е. Г. Критериальное оценивание как инструмент повышения качества знаний учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_quotkriterialnoe_ocenivanie_uchaschihsyaquot-24648.htm.
- Манихина Т. А. Оценивание деятельности обучаемых по-новому. Материалы методического семинара преподавателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/vystuplenie_na_metodicheskom_seminare_prepodavateley_na_temuquotocenivanie_deyatelnosti-20784.htm.
- Банщикова Е. В. Влияние отметки и оценки на развитие личности школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonpansion.com/articles_2_3282.html.
Материал поступил в редакцию 19.06.2017
© Вовненко С. И., 2017