Внедрение механизма дистанционного обучения в процесс преподавания истории
Авторы: Туляганова Севара Омоновна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 144-147
Объём: 0,29
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017
Библиографическое описание: Туляганова С. О. Внедрение механизма дистанционного обучения в процесс преподавания истории // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 144-147.
Аннотация: Данная работа раскрывает аспекты дистанционного обучения, являющегося одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации, а также принципы введения в строй системы дистанционного образования по истории.
Современный этап развития системы образования характеризуется появлением новых образовательных технологий и высокими темпами его информатизации. В последние десятилетия во всем мире широкое распространение получило дистанционное обучение. Термин «дистанционное обучение» дословно означает обучение на расстоянии, когда обучающий и обучаемый разделены пространственно. На основе дистанционного обучения в настоящее время возникло так называемое «открытое образование» или «дистанционное образование».
Закон «Об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров» Республики Узбекистан определяет важнейшие задачи по воспитанию, обучению и профессиональной подготовке современной молодёжи [1, 2]. Выполнение задач, поставленных правительством Республики Узбекистан, требует от преподавателей, работников высшего образования творческого подхода к воспитанию студентов. На современном этапе жизни нашего общества выросли требования к нравственным, интеллектуальным и профессиональным качествам будущего специалиста. Усиливается значение высшей школы, признанной не только вооружить студентов определенным объемом знаний и профессиональных умений, но и сформировать у них способы самостоятельного их добывания, навыка управлять процессом учения. Все это предполагает изучение и разработку рациональных методов и форм обучения таких как, информационные и педагогические технологии, дистанционное обучение, проблемное обучение и т.д. Например, с помощью дистанционного образования мы можем решить некоторые сложившиеся проблемы в системе непрерывного образования.
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребностью значительной части студентов всех форм обучения сочетать учебу с работой. Кроме того, некоторая часть населения, желающих получить высшее образование, лишена в той или иной степени возможности обучаться непосредственно в вузе, который они выбрали для получения необходимой им специальности. В Республике Узбекистан эта форма обучения в течение нескольких последних лет рассматривается как возможная альтернатива заочной форме обучения. В ряде ведущих вузов Узбекистана активно изучается зарубежный опыт в этой сфере и ведутся работы по его адаптации для использования в наших условиях.
В связи с актуальностью дистанционного обучения во всём мире был разработан Sharable Content Object Reference Model (SCORM) – сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Он содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM выделил следующие принципы для всех систем:
- доступность: способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и доставить их ко многим другим точкам удаленного доступа;
- адаптируемость: способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций;
- эффективность: способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции;
- долговечность: способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки;
- возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах [3].
Наиболее привлекательным подходом к организации учебных курсов системы дистанционного обучения является модульный принцип построения. Учебный курс представляется как совокупность учебных модулей, прохождение которых возможно в различном порядке в зависимости от контекста использования курса, определяемого либо целью обучения, либо особенностями обучения. Контекст использования курса определяется посредством входной оценки знаний обучаемого, на основе которой может быть предложена различная траектория обучения. Внутренняя структура курса носит в общем случае адаптивный характер, а траектория прохождения курса определяется специальными правилами на уровне модулей обучения. Обучающий модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи обучения с заданным уровнем и объемом знаний.
На основе вышеизложенных принципов предлагается ввести в строй систему дистанционного образования по истории. Данная система требует экспериментальной подготовки на основе ведущих специализированных институтов и факультетов истории, которые станут ядром системы. Главная цель системы – обеспечение эффективного способа получения качественной учебной информации: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном мире) и асинхронные системы (системы off-line).
В системе off-line предлагается создание единой источниковедческой электронной библиотеки рукописей и доступных архивных документов в свободном доступе для всех образовательных учреждений. А также получение, хранение, обработка и передача, как со стороны преподавателя, так со стороны учащегося, всей учебной информации посредством информационной сети Интернет.
В системе on-line предлагается проведение телемостов между преподавателем с одной стороны и учащимися с другой, в форме on-line семинаров и лекций, между учащимися для обмена знаниями и участия в конференциях, между преподавателями с более высокой ученой степенью с одной стороны и преподавателями с более низкой ученой степенью с другой для повышения квалификации и обмена опытом.
Именно эти механизмы дистанционного обучения актуальны, поскольку достигаются следующие результаты: эффективное обучение без учета географического фактора, уникальная практичность обучения, экономия финансовых и временных ресурсов вдвое, высокий уровень качества обучения.
Опыт применения дистанционного обучения историков со знанием информационно-коммуникационных технологий показывает, что необходима специальная методика построения курсов дистанционного образования, базирующаяся на следующих требованиях:
- курсы системы дистанционного обучения должны строиться по модельному принципу;
- разработка модулей системы дистанционного образования должна выполняться на основе единой формальной модели;
- информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;
- содержание модуля должно включать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;
- в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;
- процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;
- процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний;
- в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля в зависимости от значения оценок и контекста [4].
При успешном локальном внедрении, также возможен проект по включению всех административно-территориальных единиц страны для решения целого ряда проблем в сфере образования. При успешном функционировании системы, возможно создание, на ее основе общей системы дистанционного гуманитарного образования.
Возможность внедрения механизма дистанционного обучения в процесс преподавания истории является лучшим способом для дальнейшего развития образования в стране, и является перспективным для дальнейших исследований.
Известно, что средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. Они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью электронной почты в системе образования, а развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования.
Видео уроки на диске в различном формате – это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Обычно они используются как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции. При этом для тиражирования учебных видеоматериалов не требуются большие расходы.
Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем.
Список литературы
- Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. № 464-I «Об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=56432
- Национальная программа по подготовке кадров от 29 августа 1997 г. № 463-I // Собрание законодательства Республики Узбекистан. – 2007 г. – № 15. – Ст. 150; 2013 г. – № 41. – Ст. 543.
- Advanced Distributed Learning (ADL), Sharable Content Object Reference Model (SCORM). – 2004. 2-edition overview.
- Рихсимбоев О. К. Инновационные основы организации дистанционного обучения / Ўзбекистон Республикасида таълимнинг узлуксизлиги ва узвийлигини таъминлаш: ютуқ ва муаммолар. Республика илмий-амалий анжуман тўплами. – Т. : ТДИУ, 2012.
Материал поступил в редакцию 14.06.2017
© Туляганова С. О., 2017