Допинг скандалы как инструмент международной политики
Авторы: Джафаров Джафар Имамверди оглы
.Рубрика: Политические науки
Страницы: 105-110
Объём: 0,41
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (23), июнь 2018
Библиографическое описание: Джафаров Д. И. Допинг скандалы как инструмент международной политики // Наука без границ. 2018. № 6 (23). С. 105-110.
Аннотация: В статье рассматриваются основные инструменты международной политики во второй декаде XXI века, среди которых выделяется особо влияние на другие государства через допинг скандалы в спорте. Далее дается анализ всех известных скандалов по поводу допинга, начиная с 1886 года. Отмечается как постепенно спортивные нарушения становятся фактором влияния США и западных стран на политику других государств.
Во второй декаде XXI века давние международные противоречия сохраняют свою силу. Российскую Федерацию по-прежнему обвиняют в том, что она «угрожает западу» [7]. Однако опыт прошлого столетия с его двумя мировыми войнами и миллионами жертв более не позволяет действовать напрямую без оглядки на социальный фактор. Поэтому набор инструментов международной политики претерпел значительные изменения. Рассмотрим в качестве объекта работы инструменты международной политики начала XXI века. В качестве предмета – допинг-скандалы, как инструмент внешней политики. Цель работы – показать, каким образом скандалы вокруг допинга используются как инструмент внешнеполитического давления, в том числе и против России. Рассмотрим некоторые инструменты международной политики.
Экономические санкции. В XXI столетии совсем не обязательно объявлять войну государству, угрожающему чьим-то внешнеполитическим интересам. Ю. А. Седляр отмечает, что результат может быть достигнут путём «нанесения материального ущерба целевому государству» посредством торговых и иных экономических санкций. [4, С. 165] Государства по одиночке либо группами прекращают торговать с внешним врагом, значительно сокращая доходную часть бюджета этой страны. В результате предполагается нехватка средств «неугодного государства» на оборону, что создаст готовность этой страны к диалогу. Так, введение санкций в 2000-х годах против Ирака привело к сокращению среднего дохода на душу населения с 400 долларов США до 15. [4, С. 166]. По мнению западных аналитиков, применение экономического эмбарго в отношении государств Африки или Азии предполагает значительное вмешательство в их внутренние дела. С точки зрения международного права такая ситуации не совсем правомерна. Более того, эксперты отмечают высокую вероятность протестных отношений внутри стран, объявивших санкции. [4, С. 166]. Ведь в них среднедушевые доходы также сокращаются. А. П. Мешкова выделяет сразу пять условий эффективности применения экономических санкций, заключая, что их влияние распространяется не только на государство, «ведущее себя недопустимо» [2, С. 60]. Санкции являются средством влияния на все государства, предостерегая страны от неправильного поведения, отклонения от общепринятых норм.
Международный валютный фонд. Л. Г. Чувахина, вслед за отечественными и западными экспертами, обвиняет Соединённые Штаты Америки в использовании МВФ в собственных внешнеполитических целях. Автор пишет, что Китай неоднократно критиковал Фонд за его чрезмерное внимание к экономикам развивающихся стран (например, члены БРИКС) и недостаточное внимание к показателям Америки и других государств-держателей резервных фондов [5, С. 282]. США являются держателями около 18 % средств МВФ, следовательно, их точка зрения на международные процессы является одной из важнейших. С 2006 года предпринимаются попытки реформировать соотношение квот (финансовых долей) внутри Фонда, но на текущий момент они безуспешны.
«Мягкая сила». Это понятие возникло в 1990-х годах в работах Дж. Ная. Оно включает в себя совокупность методов, позволяющих государствам достигать своих целей, менять поведение других стран в желательном направлении, опираясь на привлекательность или убеждение. Не стоит путать «мягкую силу» и санкции, потому что речь у Ная шла об образе государства, «глобальном имидже», который является доводом в международных спорах [3, С. 109]. Так, США или европейские государства, демонстрируют свою политическую систему в качестве единственно верной и тем самым доказывают свою правоту в спорах с Россией или другими странами.
Также к инструментам международной политики можно отнести «цветные революции», внешнее управление сетью Интернет, ведение информационных войн. Но наиболее дешевой, а потому часто используемой стратегией является влияние на другие страны через спорт. С. И. Грачев и А. С. Аксянов выделяют следующие виды использования спорта в качестве инструмента политики [1, С. 77-78]:
- Площадка для протеста или привлечения внимания к политическим проблемам внутри страны (авторы вспомнили недовольство бразильцев перед Чемпионатом мира по футболу-2014 или заявления российской оппозиции о дороговизне Олимпиады в Сочи);
- Давление на власть, бойкот (пример – игнорирование Олимпиады-1980 в Москве американскими спортсменами);
- Террористическая опасность при проведении государством крупных международных состязаний (печальный пример Олимпиады-1972 в Мюнхене, когда 11 израильских спортсменов были взяты в плен террористами и убиты).
Однако наиболее часто спорт становится ареной внешнеполитической борьбы в связи с понятием допинга (от англ. Dope – давать наркотики) – применение наркотических и иных синтетических средств для улучшения спортивных результатов. Рассмотрим несколько примеров допинг-скандалов. Впервые в истории проблема допинга была озвучена на французских соревнованиях по велоспорту в 1886 году. Тогда спортсмен по фамилии Линтон умер от применения триметила. В 1912 году на соревнованиях по бегу в Швеции также трагически погиб спорстмен. Только в 1967 году после очередной смерти от передозировки на велогонке «Тур де Франс» Международный олимпийский комитет обязал спортсменов письменно предупреждать устроителей соревнований о неупотреблении ими допинга [6]. Через год в Мексике впервые применен медицинский допинг-контроль перед началом соревнований. Там же впервые дисквалифицировали спортсмена Х. Лильенвелла. Поскольку спортивные соревнования всегда носят международный характер, штаб-квартира находится в нейтральной Швейцарии, дисквалификация в Мексико вряд ли может считаться примером политического давления. Но в 1970-х контроль спортсменов усиливается:
- 1972 год – анонимный опрос участников Олимпиады в Мюнхене выявил 68 % случаев употребления допинга (трое спортсменов дисквалифицированы);
- 1975 год – введён тест на анаболические стероиды (Кубок по лёгкой атлетике), двое отстранены за допинг;
- 1976 год – обязательный контроль на стероиды введён на Олимпийских играх, в Монреале дисквалифицировали уже двенадцать человек.
Следовательно, 1970-е – это период сразу нескольких прецедентов массовых отстранений спортсменов за допинг. В следующее десятилетие среди фамилий дисквалифицированных всё чаще появляются действующие и новые чемпионы:
- в 1984 году в Лос-Анжелесе отстранили от участия в соревнованиях бегуна финна Марти Вайнио – чемпиона по бегу на 10 км. Стоит отметить стремительность решения МОК – спортсмен занял второе место, готовился к забегу на 5000 м, был снят прямо перед выстрелом стартера;
- в 1988 году на летних играх в Сеуле произошло сразу несколько скандалов. Отметим, что из-за бойкота со стороны КНДР в соревнованиях не участвовало сразу 7 государств (СССР не был в их числе). Впервые в мировой истории спортсмена лишили золотой медали – канадца Бена Джонсона (бег на 100 м). Болгарин А. Генчев одержал победу в соревнованиях по тяжёлой атлетике, но был дисквалифицирован за употребление стероидов уже после – вместе со всей сборной. Всего сняли 10 спортсменов;
Отметим, что среди победителей Олимпиады-88 в Сеуле по бегу и тяжёлой атлетике только представители Советского Союза, не присоединившегося к бойкоту со стороны КНДР [8].
В 1990-х годах дисквалификации продолжаются: в 1992 году (Барселона) – 5 спортсменов, 1996 (Алтанта) – 2 спортсмена. При этом впервые происходят прецеденты возврата наград уличённым в допинге:
- Футболист Диего Марадона снят за употребление кокаина в 1994 году, но результаты сборной Аргентины оставлены без изменений (чемпионат в США);
- 1998 – на Олимпиаде в Японии у канадца Р. Ребальяти были обнаружены следы марихуаны в крови, его сначала лишили золотой медали по сноуборду, а затем вернули и звание, и медаль;
С 1997 года начинаются дисквалификации отечественных спортсменов. На чемпионате по лыжным гонкам сняли и дисквалифицировали на три года (за бромтитан) пятикратную чемпионку Любовь Егорову. В 2000 году в Сиднее представительница Румынии А. Радукан была лишена золотой медали по гимнастике. Решение было принято по результатам анализа её крови. Отметим, что в 1997 и 2000 годах речь не шла о спортсменах из США. Следовательно, возврата наград за допинг или наркотики не последовало.
Олимпиада в Сиднее в 2000 году была богата на дисквалификации:
- Борец (Германия) А. Ляйпольд лишен золотой медали, отстранён на 2 года;
- Легкоатлет (Мексика) Б. Сегура лишен золотой медали;
- Тяжелоатлет (Болгария) И. Иванов лишён серебряной медали после соревнований по анализу крови;
- Ещё четыре случая лишения призовых мест.
В каждом из случаев в Сиднее спортсмены были обвинены за обвинение в допинге. Но наш взгляд, процедура не совсем понятна: проводится анализ до соревнований или после, какие препараты запрещены, а какие нет.
В 2001 году российских гимнасток Кабаеву и Чащину лишили золотой и серебряной медалей за допинг, а на чемпионате по лыжным гонкам сняли почти всю сборную Финляндии. 2002 год (Олимпиада в Солт-Лейк-Сити, США) признана самой скандальной в истории. И вновь за допинг дисквалифицировали на 2 года российских спортсменок Лазутину и Данилову. Наконец, на велогонках «Тур де Франс» в 2002 году сняли множество участников, в том числе и россиян.
Прошедшие XXX (2012 год) и XXXI (2016 год) Олимпийские игры также были богаты на дисквалификации российских спортсменов. В первом случае сразу шестеро российских медалистов лишили званий и отстранили за допинг. Во втором были сняты целые команды от РФ – по гребле и лёгкой атлетике.
Отвечая на вопрос о причинах яркости и популярности допинг скандалов, отметим следующее:
- С 1970-х годов нарушения правил спортивных соревнований строго преследуются, наказываются дисквалификациями;
- В 1980-х начинается лишение наград новых и действующих чемпионов – тем самым МОК противодействовал либо участию в соревнованиях фаворитов, либо перераспределению наград в пользу отдельных стран (в 1988 году это мог быть СССР);
- В 1990-х США совершают прецедент возвращения наград спортсменам, употреблявшим не просто допинг, а наркотические вещества на соревнованиях. В тот же период начинается особо тщательное преследование российских спортсменов;
- С 2000 года дисквалификации россиян учащаются, что приводит к снятию целых сборных от РФ на двух последних Олимпиадах.
Как известно, на зимней Олимпиаде в Корее в 2018 году МОК отстранил уже не российские сборные, а весь Олимпийский комитет РФ. Спортсменам пришлось выступать под нейтральным флагом.
На наш взгляд, доказать, что допинг-скандалы – это инструмент международного давления, в том числе и на Россию – довольно легко. Речь идёт об отсутствии единых «правил игры» при проверке на допинг. Список запрещённых средств, а также процедура контроля – понятия изменчивые и весьма условные. Следовательно, МОК в состоянии ради интересов США или Европейского Союза оказывать давление на РФ через спорт, постоянно корректируя свои требования. В результате, по-видимому, ожидается падение международного авторитета России, национальной валюты и рост внутренних протестных настроений. Направленность именно против нашей страны также доказывается довольно просто – достаточно взглянуть на динамику допинг-скандалов с 2000 года. Сначала снимали российских спортсменов-фаворитов, затем уже после вручения медалей победителей от России, далее – не допускали целые сборные, и, наконец, отстранили от соревнований всю страну. История показывает, что употребление допинга (при условии, что список запрещённых средств известен, не появятся новые) в спорте – вещь довольно распространённая. Вопрос заключается в причинах повышенного внимания именно к российским спортсменам.
На наш взгляд, США и Европейский Союз, руководствуясь собственными политическими и экономическими интересами оказывают таким образом давление на нашу страну. Как показывает практика, спорт должен быть вне политики. Поэтому лучшим ответом на подобные меры является выступление российских спортсменов под нейтральным флагом. Весь мир знает, какое гражданство у каждого спортсмена, поэтому неофициальный зачет рекордов не даст рухнуть авторитету России в спорте. А значит, цель Запада по дестабилизации нашей страны изнутри не будет достигнута.
Список литературы
- Грачев С. И., Аксянов А. С. Спорт как фактор политической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 76-80.
- Мешкова А. П. Международные экономические санкции: вопросы эффективности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. 2 (58). С. 54-61.
- Песцов С. К., Бобыло А. М. «Мягкая сила» в мировой политике: проблема операционализации теоретического концепта // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 108-114.
- Седляр Ю. А. Политика экономических санкций как инструмент урегулирования международных конфликтов // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 1. С. 165-167.
- Чувахина Л. Г. Международный валютный фонд как инструмент политики США // Известия Тульского государственного университета. 2014. № 3. С. 281-289.
- История крупнейших «допинговых скандалов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/sport/2002/12/a_11395.shtml (дата обращения: 30.05.2018).
- Маркус Дж. Кому угрожает Россия – и насколько сильна эта угроза? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-40441029 (дата обращения:30.05.2018).
- Чемпионы и призёры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.olympic-champions.ru/olympic/seoul-1988/medalists/ (дата обращения: 30.05.2018).
Материал поступил в редакцию 11.06.2018
© Джафаров Д. И., 2018