Формирование бизнес-плана проекта открытия супермаркета по франшизе
Авторы: Гасанов Илгар Самандар Оглы, Магомедов Арсен Магомедиминович
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 26-31
Объём: 0,47
Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (23), июнь 2018
Библиографическое описание: Гасанов И. С., Магомедов А. М. Формирование бизнес-плана проекта открытия супермаркета по франшизе // Наука без границ. 2018. № 6 (23). С. 26-31.
Аннотация: В статье рассмотрены основные этапы формирования бизнес-плана проекта открытия супермаркета по франшизе. В структуре бизнес-плана выделены значимые элементы, отражающие специфику таких проектов.
Любой бизнес начинается с идеи и планирования ее реализации, то есть с бизнес-планирования. Планирование играет важную роль в достижении успеха в любом начинании, и открытие супермаркета по франшизе не исключение. Планирование — это один из главных элементов любого управленческого цикла. Процесс планирования охватывает формулирование целей и постановку задач, а также выбор наиболее эффективных средств их достижения. В ходе него предполагается определить, что и как необходимо сделать, чтобы достичь целей.
Слово «проект» имеет латинские корни и происходит от projectus, что означает «заброшенный вперед». Под проектом подразумевается объект управления, который характеризуется способностью будущего развертывания и возможностью прогнозирования его состояния на перспективу. Управленческая наука рассматривает проект как предприятие, ограниченное временными рамками и предусмотренное для создания уникальных продуктов или результатов [1, С. 8].
Разработка бизнес-плана проекта представляет собой упорядоченную организационную процедуру, которая связана со сбором и обработкой информации, принятием определенных решений [5, С. 57]. Бизнес-план должен содержать цели реализации проекта, характеристику рынка, маркетинговые решения, план организации деятельности, финансовые ресурсы, обзор рисков проекта, календарный план работ и пр. Их системное описание требуется для того, чтобы всесторонне рассмотреть проект, определить ориентиры и направление движения, а также способы реализации запланированного.
На первом этапе необходимо определить цели реализации проекта. Цель — это будущее состояние объекта, мотив поведения и действий участников проекта. Как показывает практика, большинство неудач в бизнесе обусловлены отсутствием у предпринимателей четких целей [2, С. 209].
Поскольку цель проектирования — это разработка определенного будущего состояния объекта, то общую цель проекта можно сформулировать следующим образом: создание эффективного проекта супермаркета под брендом франчайзера.
На втором этапе определяется структура бизнес-плана. Она зависит от размеров проекта и поставленных задач. Для небольших организаций обычно составляется план из двух частей: краткого описания проекта и основной части с расчетами и обоснованиями. В бизнес-плане должны быть отражены экономические, организационные, юридические и иные вопросы, связанные с реализацией проекта.
В типовую структуру бизнес-плана входят такие разделы, как: резюме; информация об участниках проекта; представление проекта; маркетинговый анализ; технологии и операционный план; бюджет и финансовый анализ; анализ рисков [6].
Резюме представляет собой краткое изложение сути проекта, ключевых фактов и показателей. Как правило, приводятся общие сведения о разработчике; результаты изучения объекта, основные условия для разработки и внедрения (технико-экономические характеристики предмета бизнес-планирования, объем вложений с указанием основных направлений расходования средств, источники финансирования, сумма собственного капитала и потребность в кредитных ресурсах, наличие государственной поддержки и т. д.).
В данном случае разработчиком выступает потенциальный франчайзи или субъект, выполняющий его заказ. Проект открытия супермаркета по франшизе может разрабатываться под конкретный бренд или предусматривать выбор бренда на первом этапе разработки проекта (параллельно с маркетинговым анализом).
Описание бренда обычно дополняется программой франчайзинга с указанием существенных условий — требований, предъявляемых франчайзером к франчайзи (по площади помещений, степени прозрачности и эффективности торговой деятельности, соблюдению продуктовой политики, корпоративного стиля, объему обязательных ежемесячных закупок) и предоставляемых преимуществ. Так, указываются: сильные стороны бренда; форма вознаграждения за участие в программе и другие обязательные выплаты (паушальный взнос, роялти, рекламные отчисления); содержание поддержки со стороны франчайзера, включая готовые решения по открытию магазина, предоставление возможности приобретения базового ассортиментного перечня товаров, использования разработанных франчайзером ассортиментных матриц и планограмм, приобретения торгового и складского оборудования для супермаркета у партнеров франчайзера со скидкой, проведение регулярных тренингов для руководства и торгового персонала франчайзи, проведение промо-акций для покупателей, предоставление POS-материалов, IT-решений для автоматизированного управления супермаркетом, а также консультационную поддержку в процессе реализации бизнес-плана.
Кроме того, приводится примерная сумма инвестиций, необходимых для реализации проекта. Для проекта открытия супермаркета по франшизе – это стоимость франшизы, которая складывается из затрат на открытие и оборудование торговой точки (техническое оснащение и торговое оборудование; оформление, дизайн и ремонт помещения; благоустройство прилегающей территории, арендная плата и т. д.).
Информация об участниках проекта — это данные об их финансовом положении, компетенциях и истории деятельности. В данном разделе приводятся сведения о франчайзере и франчайзи с указанием организационно-правовой формы, денежных, материальных, человеческих ресурсов и пр. Когда проект планируется реализовать с использованием кредитных средств, то участником проекта является также инвестор (кредитор).
В разделе, представляющем проект, описывается то, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать объект, что уже сделано. Раскрываются следующие вопросы: структура продуктовой линейки; основные потребительские свойства; факторы, которые являются конкурентным преимуществом; сопоставление с наиболее популярными аналогами и т. д.
Этот раздел содержит подробное описание проектируемого супермаркета: расположение объекта, площадь помещений, основные характеристики ассортимента, конкурентные преимущества отдельных групп товаров и новой торговой точки в целом, а также правовые аспекты — проект договора франчайзинга (по российскому законодательству — договор коммерческой концессии, устанавливающий предмет отношений, права, обязанности и ответственность сторон, иные условия).
Маркетинговый анализ обычно проводится с использованием SWOT- и PEST-анализа, методик М. Портера, И. Ансоффа, BCG и пр. и ориентирован на то, чтобы дать представление о перспективах реализации проекта, конкурентных позициях, каналах сбыта, емкости рынка, целевой аудитории, а также заложить основу для разработки стратегии и оперативного плана маркетинга.
В данном разделе на основе анализа рынка региона, где планируется открытие супермаркета, оценивается уровень спроса в конкретном сегменте и формируется прогноз на краткосрочный период с использованием экспертных исследований. Затем из конкурентного окружения выделяются ближайшие конкуренты и проводится анализ конкурентных позиций по отдельным группам товаров. Это необходимо для того, чтобы определить оптимальное соотношение товарных групп в ассортименте. Кроме того, прогнозируется покупательский поток и средний чек, что позволяет оценить обороты торговой точки и, соответственно, наметить прибыль.
С учетом особенностей района полезно провести дифференциацию потребительского трафика по различным категориям потребителей [3, С. 134–135]. Это также будет способствовать грамотному формированию ассортимента и повысит привлекательность супермаркета для широкой целевой аудитории, поскольку он будет максимально удовлетворять ее потребности (отвечать ожиданиям).
В разделе технологии и операционный план описываются технологические решения, оборудование, материалы. В этом разделе должны раскрываться следующие вопросы: преимущества объекта в сравнении с его основными альтернативами; степень проработанности технологии; выбор поставщиков; специфические требования к обеспечению эксплуатационной надежности объекта. Раздел, как правило, содержит подробное описание торгового и складского оборудования, характеристики помещения, где будет размещен супермаркет, режим работы, состав персонала.
Если технологические решения в части оснащения торговых помещений и ведения торгово-операционной деятельности супермаркетов в целом универсальны для всех торговых организаций, то операционный план при франчайзинге будет отличаться от операционного плана сетевых магазинов или отдельной торговой точки, открываемых под собственным брендом. В операционном плане франчайзи в обязательном порядке раскрывает существенные условия, позволяющие обеспечить выполнение договора франчайзинга: приводится перечень и способ расстановки торгового оборудования, POS-объектов, соответствующие рекомендациям франчайзера; представляется схема помещения, характеристики которого удовлетворяют требованиям франчайзера; утверждается перечень поставщиков, рекомендованных франчайзером; устанавливаются режим работы и специализация магазина в соответствии с условиями предоставления франшизы и т. д.
В финансово-бюджетной части бизнес-плана прогнозируются доходы и расходы, связанные с реализаций мероприятий проекта (составляется бюджет), анализируется экономическая целесообразность затрат. Бюджет должен сопровождаться расчетом показателей, которые позволяют оценить, насколько рентабелен проект, как выглядят прогнозируемые результаты на фоне среднерыночных.
При франчайзинге бюджет проекта составляется, как правило, после формирования перечня и определения последовательности мероприятий, согласования их с франчайзером, получения от него соответствующих рекомендаций. В бюджете проекта прогнозируемые денежные потоки распределяются по статьям доходов и расходов. Полученные плановые показатели оцениваются на предмет экономической целесообразности с помощью методик оценки эффективности проектов (например, динамических (дисконтированных) методов) и при необходимости корректируются.
Раздел рисков должен включать описание наиболее существенных рисков, связанных с разработкой и реализацией проекта, и анализ их влияния на результат. Факторы риска зависят от содержания проекта и специфики отрасли [4, С. 27–28].
При заключении договора франчайзинга основная часть рисков распределяется между франчайзером и франчайзи. Операционные риски, связанные с осуществлением торгово-операционной деятельности, как правило, принимает на себя франчайзи (эти риски не представляют большой опасности и легко прогнозируются; среди них, например, колебания инфляции, риск снижения сезонного спроса, риски качества сервиса и т. д.), а рисками макроэкономического характера (конкурентное давление, снижение лояльности потребителей к бренду, усиление административного давления и т. д.) управляет франчайзер. Для прогнозирования и управления рисками используются различные инструменты риск-менеджмента, зарекомендовавшие себя на практике.
На третьем этапе осуществляется сбор данных, необходимых для разработки отдельных разделов бизнес-плана. Источниками информации могут выступать: специальные (отраслевые) справочники, нормативы проектных организаций, материалы органов статистики, результаты специальных исследований и наблюдений, консультации специалистов различного профиля. На четвертом этапе собранная информация обобщается и структурируется, проводятся необходимые расчеты, формулируются выводы по каждому из разделов и полученные результаты оформляются в виде единого документа – бизнес-плана.
Список литературы
- Бармина Е. Ю. Бизнес-проектирование в коммерческой деятельности: учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. 87 с.
- Дафт Р. МВА менеджмент: учебник. СПб. : Питер, 2013. 656 с.
- Ляпина И. Р., Проконина О. В. Маркетинговое исследование характеристик потребителей продовольственных товаров // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 132–138.
- Сенова О. Оценка и минимизация рисков в бизнес-планировании // Финансовый директор. 2012. № 3. С. 26–28.
- Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование: учеб. пособие. СПб. : ИД «Питер», 2013. 352 с.
- UT Magazine. Структура бизнес-плана [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/8564-struktura-biznes-plana (дата обращения: 19.06.2018).
- Дикусар В. В., Меерсон А. Ю., Черняев А. П. Задачи оптимального распределения ресурсов на примере домашних хозяйств // Москва, 2004. Сер. Сообщения по прикладной математике / Рос. акад. наук, Вычисл. центр им. А. А. Дородницына.
- Меерсон А. Ю., Смирнова Е. И. Принятие управленческих решений на основе игровых моделей // В сборнике: Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТ-ИТИММ-2017) Сборник научных статей. 2017. С. 77-80.
- Меерсон А. Ю., Черняев А. П. Интегральный метод исследования переходного режима модели Солоу // Экономика природопользования. 2010. № 3. С. 105-109
- Меерсон А. Ю., Смирнова Е. И., Черняев А. П. Современные тенденции преподавания математического моделирования студентам экономических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1. С. 90-94.
- Меерсон А. Ю., Черняев А. П. Особенности рабочего режима макроэкономической модели Харрода-Домара с показателем распределения, растущим в постоянном темпе // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2012. № 3. С. 188-192.
- Меерсон А. Ю., Смирнова Е. И. Применение методов теории игр для принятия решений в сфере управления (на примере ЖКХ) // В сборнике: Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТиММ-2016) 2016. С. 138-143.
- Меерсон А. Ю., Черняев А. П. Вариационная задача оптимизации среднедушевого потребления модели Солоу для уравнения с переменными коэффициентами, описывающего фондовооруженность // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2015. № 3. С. 127-131.
- Меерсон А. Ю., Черняев А. П. Точное решение задачи Коши для дифференциального уравнения макроэкономической модели Харрода – Домара с переменными коэффициентами капиталоемкости прироста дохода // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. № 3. С. 252-255.
Материал поступил в редакцию 23.06.2018
© Гасанов И. С., Магомедов А. М., 2018