Анализ вопросов борьбы с незаконной миграцией в системе предупреждения преступлений экстремистского характера

Наука без границ - Анализ вопросов борьбы с незаконной миграцией в системе предупреждения преступлений экстремистского характера

Авторы: Бидова Бэла Бертовна

.

Рубрика: Юридические науки

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Библиографическое описание: Бидова Б. Б. Анализ вопросов борьбы с незаконной миграцией в системе предупреждения преступлений экстремистского характера // Наука без границ. 2017. № 7 (12).

Аннотация: Анализ посвящен выявлению направлений совершенствования специальных мер профилактики экстремистской деятельности в аспекте противодействия незаконной миграции; определено, что профилактика экстремизма и преступлений экстремистской направленности выступает в качестве целенаправленного воздействия государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных.

В контексте рассматриваемой проблемы нами рассмотрены такие отрицательные последствия, как перегрузка социальной инфраструктуры, развитие отрицательных явлений и проблем в сфере образования и здравоохранения, кризис межнациональных связей, крайние националистические явления, отрицательное отношение к мигрантам, стимулирующее экстремистские проявления среди мигрантов и местного населения, вызванные не столько непосредственно фактом массового притока мигрантов, как его интенсивностью, осложненные проблемами их интеграции в общество принимающего государства.

При отсутствии объективных возможностей для эффективной интеграции мигрантов, государство опирается в основном на национальные анклавы внутри государства. Это в долгосрочной перспективе может повлиять на интенсификацию процессов возрастания националистической активности мигрантов, привести к объединению разрозненных структур диаспоры и созданию крупных общественных организаций по этническому признаку, формирующих возможности и условия, способствующие экстремистским проявлениям [1, стр. 81].

По мнению автора, при решении непосредственных проблем мигрантов и их интеграции следует рассчитывать на официальные органы власти, стимулируя их на просветительскую работу с мигрантами, и на общественные институты, работа которых рассчитана не на объединение по этническому признаку, а на решение таких общественно значимых вопросов, как социальная помощь, культурно-просветительская деятельность, оказание информационных и консультационных услуг по трудоустройству и т. д.

К наиболее эффективным мерам, направленным на укрепление межнационального и межконфессионального согласия и профилактики межэтнических конфликтов, принимаемым органами местного самоуправления, относятся:

  • противодействие социальной изоляции мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов, что рассматривается Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве одного из направлений государственной миграционной политики;
  • соблюдение органами местного самоуправления, имеющими полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, жилищного законодательства, правомерности вселения иностранных граждан в помещения, пресечение случаев самовольного вселения, в том числе в помещения, не предназначенные для проживания;
  • работа различных органов, обеспечивающих взаимодействие этнических общественных объединений с органами местного самоуправления.

Специальное предупреждение экстремистских правонарушений подразумевает целенаправленное реагирование на их специфические причинные комплексы. К числу специальных мер профилактики экстремизма, применяемых МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в частности, относятся меры, направленные на противодействие незаконной миграции. Среди субъектов профилактики экстремистской деятельности особое место занимают органы прокуратуры Российской Федерации.

В последние годы стала очевидной связь между прокурорским надзором за исполнением миграционного законодательства и предупреждением экстремистской преступности.

По результатам анализа применения мер специального предупреждения экстремизма автором внесены предложения по совершенствованию системы профилактики экстремистской деятельности. Неконтролируемая, в том числе незаконная, миграция, не только несет угрозы экономической и общественной безопасности, но и стимулирует распространение среди населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии. В связи с этим особую роль приобретает деятельности прокуроров по пресечению распространения информационных материалов экстремистского характера. Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа граждан к противоправной информации [2].

При реализации полномочий по внесудебному реагированию на противоправную информацию органы прокуратуры столкнулись с большим объемом работы. Уже по результатам первого полугодия 2016 года Генеральной прокуратурой было направлено более 50 требований о блокировании 450 информационных ресурсов [3, с. 184].

Автором предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», упрощающий порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Проблема законодательного регулирования пребывания ранее судимых на территории Российской Федерации иностранных граждан также требует законодательного регулирования.

Необходимо ввести нормы, предусматривающие безусловное выдворение из России иностранных граждан после отбытия ими уголовного наказания. В связи с этим Правительством Российской Федерации могла бы быть установлена обязанность территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, на территории осуществления полномочий которых отбывает наказание иностранный гражданин или лицо без гражданства, направлять сообщение об истечении срока отбывания наказания в соответствующий территориальный орган МВД России. Среди мер профилактики особое место занимает мониторинг в сфере профилактики правонарушений, предусмотренный п. 10 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации включают помимо прочего и количественные показатели различных видов преступности, в числе которых количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по Российской Федерации и отдельно по субъектам Российской Федерации.

Список литературы

  1. Бидова Б. Б., Ганаева Е. Э. Феномен экстремизма и экстремистские преступления. Кисловодск: УЦ «Магистр», 2016. 182 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [принят Гос. Думой 20 декабря 2013 г. : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52. Ст. 6963.
  3. Меркурьев В. В., Ульянов М. В. Стратегия противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы // Известия Юго-Западного гос. ун-та. 2016. № 2 (65). С. 182–194.

Материал поступил в редакцию 26.05.2017
© Бидова Б. Б., 2017