О содержании понятия экономико-правового режима имущества федеральных бюджетных образовательных учреждений

Наука без границ - О содержании понятия экономико-правового режима имущества федеральных бюджетных образовательных учреждений

Авторы: Лукашенок Татьяна Рудольфовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 8-12

Объём: 0,37

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Лукашенок Т. Р. О содержании понятия экономико-правового режима имущества федеральных бюджетных образовательных учреждений // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 8-12.

Аннотация: В статье сформулировано понятие экономико-правового режима имущества федеральных бюджетных образовательных учреждений. Выявлены составляющие экономико-правового режима имущества федеральных бюджетных образовательных учреждений.

В настоящее время система управления федеральным имуществом в российской науке находится в стадии становления [1]. Это обстоятельство обуславливает необходимость проведения фундаментальных исследований по данному вопросу.

Проблемы экономико-правового режима имущества как базиса общей системы управления федеральным имуществом подвергались исследованию на протяжении длительного периода времени. Данные проблемы остаются актуальными и по сей день.

В современный период государственная политика в области образования одной из своих задач называет развитие образовательных организаций, в том числе федеральных бюджетных образовательных учреждений (далее – образовательные учреждения), посредством оптимизации состава и повышения эффективности управления имущественным комплексом. В связи с чем необходимо понимание сущности экономико-правового режима имущества образовательных учреждений.

Цель статьи заключается в исследовании содержания понятия экономико-правового режима имущества образовательных учреждений.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • сформулировать понятие экономико-правового режима имущества образовательных учреждений;
  • выявить составляющие экономико-правового режима имущества образовательных учреждений.

Образовательные учреждения являются некоммерческими организациями и создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти в сфере образования в соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2]. Имущество, закрепленное за образовательными учреждениями, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) принадлежит на праве собственности Российской Федерации и является федеральной собственностью [3].

Цель создания и характер закрепленного имущества обязывает образовательные учреждения при осуществлении деятельности по управлению имуществом руководствоваться требованиями, установленными законодательством и существующей системой управления имуществом на федеральном уровне. Соблюдение данных требований образовательным учреждением обеспечивается посредством экономико-правовых механизмов воздействия.

Совокупность экономических и правовых механизмов, регулирующих сферу деятельности по управлению федеральным имуществом, закрепленным за образовательными учреждениями, представляет собой, по-нашему мнению, экономико-правовой режим имущества образовательных учреждений.

Анализ существующей системы управления федеральным имуществом, деятельности федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями собственника имущества образовательных учреждений, законодательных и нормативных актов в области управления федеральным имуществом, позволил выявить следующие составляющие экономико-правового режима имущества образовательных учреждений:

  1. учет имущества образовательных учреждений;
  2. порядок распоряжения имуществом образовательных учреждений;
  3. ответственность образовательного учреждения – правообладателя имущества по обязательствам [4, с. 100];
  4. государственное регулирование вопросов управления имуществом образовательных учреждений;
  5. программно-целевой подход к управлению имуществом образовательных учреждений.

Первым компонентом, составляющим понятие экономико-правового режима имущества образовательных учреждений, является его учет.

В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» федеральное имущество, за исключение имущества, сведения о котором составляют государственную тайну, подлежит обязательному учету посредством внесения сведений в реестр федерального имущества [5; 6, с. 84].

Учет федерального имущества является основой системы управления имуществом и обеспечивает формирование полной и достоверной информации об имущественном комплексе образовательного учреждения, что позволяет результативно планировать мероприятия по использованию и развитию имущественного комплекса [7].

Необходимость включения порядка распоряжения в состав компонентов экономико-правового режима имущества объясняется наличием законодательных ограничений в отношении возможности распоряжения федеральным имуществом [8].

Распоряжение имуществом, закрепленным за образовательными учреждениями, возможно лишь с согласия собственника (федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия собственника федерального имущества) [8]. Следует отметить также, что возможность распоряжения применима не ко всем видам федерального имущества, в частности отсутствует возможность распоряжения закрепленными за образовательными учреждениями земельными участками.

Ограничение в распоряжении имуществом, закрепленным за образовательными учреждениями, является определяющим фактором при установлении ответственности учреждений по своим обязательствам, что также целесообразно выделить в качестве компонента экономико-правового режима имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которым вправе распоряжаться самостоятельно [3]. К такому имуществу не относится недвижимое и особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет средств собственника. Возможность самостоятельного распоряжения распространяется только на особо ценное движимое имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности образовательного учреждения, и на иное движимое имущество, не относящееся к категории особо ценного [4, с. 105]. Объем ответственности по обязательствам обеспечивает интересы контрагентов и возможных кредиторов образовательных учреждений.

Еще одним компонентом экономико-правового режима имущества образовательных учреждений является государственное регулирование вопросов управления имуществом. Суть государственного регулирования заключается в осуществлении внешнего и внутреннего контроля через государственный контроль (надзор) уполномоченных органов и организацию работы контрольных органов (комиссий) внутри самого образовательного учреждения [9].

Государственное регулирование вопросов управления имуществом образовательных учреждений позволяет отследить эффективность управления, правомерность использования и распоряжения имуществом образовательного учреждения, своевременно выявлять нарушения и проблемные вопросы в управлении имуществом.

Последним компонентом экономико-правового режима имущества является программно-целевой подход в управлении, подразумевающий реализацию мероприятий по управлению имуществом на основе целевых программ как на федеральном уровне, так и на уровне образовательных учреждений [10, 11].

Применение программно-целевого подхода в управлении имуществом образовательных организаций позволяет реализовывать мероприятия, направленные на повышение эффективности управления, а также обеспечивать мероприятия необходимыми ресурсами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, экономико-правовой режим имущества образовательных учреждений целесообразно определить как совокупность экономико-правовых механизмов (учет, порядок распоряжения, ответственность по обязательствам, государственное регулирование, программно-целевой подход в управлении), посредством которых осуществляется процесс управления имуществом федеральных бюджетных образовательных учреждений.

Понимание сущности и составляющих экономико-правового режима имущества создают условия для эффективного, законного и прозрачного управления имущественным комплексом федеральных бюджетных образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Тихонов А. В. Правовое регулирование распоряжения федеральным имуществом по законодательству Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юр. наук : 12.00.03 / Тихонов Алексей Валерьевич. М., 2013. 26 с.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).
  4. Лукашенок Т. Р. Вещные права федеральных бюджетных образовательных учреждений на имущество и земельные участки // Экономика, социология и право. 2016. № 5. С. 100-107.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).
  6. Лукашенок Т. Р. Понятие, состав и учет имущества федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений в контексте правового регулирования // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 59. С. 76-88.
  7. Калюжин В. А., Мушич Ю. А. К вопросу об учете недвижимого и движимого имущества в образовательных учреждениях // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2007. Т. 2, № 2. С. 136-142.
  8. Лукашенок Т. Р. Особенности распоряжения имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями [Электронный ресурс] // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 8 (29). URL: http://7universum.com (дата обращения: 18.07.2017).
  9. Лукашенок Т. Р. Механизмы государственного регулирования вопросов управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 7 (101). URL: http: // www.uecs.ru (дата обращения: 18.07.2017).
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).
  11. Приказ Минобрнауки России от 26.02.2014 № 146 «О разработке программы модернизации имущественных комплексов высших учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 18.07.2017).

 

Материал поступил в редакцию 18.07.2017
© Лукашенок Т. Р., 2017