Особенности государственной политики отдельных государств в сфере образования мигрантов

Наука без границ - Особенности государственной политики отдельных государств в сфере образования мигрантов

Авторы: Понявина Мария Борисовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-7

Объём: 0,17

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Понявина М. Б. Особенности государственной политики отдельных государств в сфере образования мигрантов // Наука без границ. 2017. № 7 (12). C. 5-7.

Аннотация: Статья рассматривает вопросы миграционной политики разных стран и взаимосвязь уровня образования мигрантов с развитием страны прибытия.

Современное геополитическое состояние приводит к тому, что все страны испытывают на себе влияние миграционных процессов. В этой связи благополучная интеграция прибывающих в страну мигрантов является одной из важных задач. Особенное внимание должно уделяться вопросам образования мигрантов, в связи с увеличением миграционных потоков в более развитые страны США и Европы.

Известно, что одним из сдерживающих факторов развития современных государств представляется нехватка образования и квалификации ее граждан. Эта проблема особенно усиливается по мере увеличения количества населения государства за счет мигрантов. Согласно статистической информации, многие иммигранты трудоспособного возраста не имеют формального образования [1]. Так, большое количество мигрантов соседних регионов с Аргентиной ищут благоприятные возможности трудоустройства в этой стране, в первую очередь на низкооплачиваемых позициях, которые не требуют высокой квалификации [2]. В Калифорнии, например, в 2009 году 36 % иммигрантов в возрасте от 25 до 64 лет не окончили среднюю школу.

Что касается возможностей образовательной сферы в целом, то согласно статистике, одной из самых успешных стран с точки зрения равенства возможностей коренного населения и детей-мигрантов является Российская Федерация, особенно выделяется доступность школьного образования [3].

Нельзя не отметить тот факт, что сегодняшние иммигранты более образованы, чем в прошлом. Так, например, в 1970 году 17 % недавно прибывших иммигрантов в США в возрасте от 25 до 64 лет окончили колледж, а 33 % имели минимальное базовое образование (средняя школа или меньше). В 2009 году 35 % недавно прибывших иммигрантов имели высшее образование, и только 20 % имели минимальные образовательные достижения.

Особый интерес представляет вопрос странового происхождения мигрантов. Так, иммигранты из Азии, как правило, имеют высокий уровень образования. Иммигранты из Юго-Западной Азии и Индии, в частности, имеют самый высокий уровень образования; 64 % достигли степени бакалавра или более поздней степени, по сравнению с 56 % восточноазиатских иммигрантов, следующей наиболее образованной группы. Самая высокая доля образованных мигрантов приходится на Индию, Тайвань и Китай. При этом, иммигранты из Латинской Америки имеют тенденцию быть менее образованными.

Статистика роста образовательного уровня последующих поколений мигрантов подчеркивает государственную важность процесса ассимиляции мигрантов и вовлечения их в эффективное развитие страны посредством повышения их образования. Согласно статистике США, дети и внуки иммигрантов, как правило, гораздо лучше образованы, чем их родители. Среди иммигрантов первого поколения в возрасте от 57 до 66 лет 36 % не окончили среднюю школу, по сравнению с 8 % потомков второго поколения в когорте их детей (30…39 лет). После второго поколения доля американцев в возрасте от 30 до 39 лет без дипломов о высшем образовании снижается до 6 % [3].

Особый интерес представляет новый общемировой тренд – рост образованных иммигрантов. Так, например, около 50 % всех иммигрантов, приехавших в США между 2011 и 2015 годами, имеют оконченное среднее образование. Выявлено, что иммигранты в Соединенные Штаты Америки в среднем оказались более образованными, чем коренные американцы в 26 штатах. Согласно информации Организации экономического сотрудничества и развития, общее количество образованных мигрантов увеличилось более, чем на 70 % за последние 10 лет [4].

Сложность интеграционного процесса образованных мигрантов представляет собой фактор непризнания дипломов об образовании иностранных государств и отсутствия международного опыта работы.

Приток платежеспособных мигрантов может положительно сказаться на развитии страны и конкретного города ассимиляции, в частности. Так, согласно исследованиям, рост населения повышает арендные ставки и стоимость недвижимости. 

Сегодня вопросам миграции уделяется первоочередное внимание, как в национальной политике, так и в международной, учитывая комплекс взаимоувязанных вопросов экономики и политики, которые она представляет. Особое место в этих вопросах должно быть отведено аспектам ассимиляции мигрантов посредством их образования.

Список литературы

  1. Hans Jonson. Education and migrants. Public policy institute of California [Электронный ресурс]. URL: http://www.ppic.org/publication/immigrants-and-education (дата обращения: 03.07.2017).
  2. Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов : сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов. М. : 2011. 196 с.
  3. Флоринская Ю. Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0515/analit02.php (дата обращения: 27.06.2017).
  4. В США отмечен самый высокий уровень образования среди иммигрантов за всю историю [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/plus-one/4342208 (дата обращения: 27.06.2017).

 

Материал поступил в редакцию 07.07.2017
© Понявина М. Б., 2017