Влияние отмены предельной величины базы для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования
Авторы: Горбунова Ирина Алексеевна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 13-16
Объём: 0,21
Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017
Библиографическое описание: Горбунова И. А. Влияние отмены предельной величины базы для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 13-16.
Аннотация: В статье рассмотрено влияние отмены предельной величины базы для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования России за 2012-2015 годы. Вычислен дополнительный доход, который возможно получить в результате введения плоской шкалы тарифа. Целью является оценка потенциальных доходов фондов при отмене предельной базы.
В настоящее время бюджет Фонда социального страхования (далее – ФСС) является дефицитным. Для покрытия дефицита осуществляется финансирование из Федерального бюджета Российской Федерации (далее – РФ). Правительство РФ принимает различные меры по увеличению доходной части бюджета и уменьшению расходной его составляющей, т. е. уменьшает дефицит [1]. Одной из мер по достижению данной цели может служить отмена предельной базы для отчислений в ФСС. Подобное решение позволит уменьшить финансирование фонда из Федерального бюджета либо полностью отказаться от него. В данной работе была поставлена цель: оценить сумму недополученных средств в результате применения предельной базы (далее – ПБ).
В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлено понятие предельной базы. Устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
В рассмотренный период постановлениями Правительства РФ были установлены следующие предельный базы, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Размер предельной базы, тыс. р.
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Размер предельной базы |
512 |
568 |
624 |
670 |
Источник: составлено по [2].
Рассмотрим порядок уплаты взносов, при годовом окладе выше ПБ в 2015 году для отчислений в ФСС, данные представлены в табл. 2. Предельная база в 2015 году составила 670 тыс. р. Предположим, что работник получает 100 тыс. р. в месяц, первые месяцы отчисления в фонд будут уплачиваться по тарифу 2,9 % от получаемой заработной платы. Сумма превысит ПБ в августе, на данное превышение будет действовать тариф 0 %. На последующие месяцы выплаты не производятся.
Таблица 2
Размер взноса в ФСС РФ, тыс. р.
Месяц |
Янв. |
Февр. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Отчисления |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,03 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источник: рассчитано по [1].
Для проведения расчетов был построен график распределения доходов (рис. 1).
Рис. 1. Распределение заработной платы в 2015 году, р.
По расчетным и статистическим данным с помощью алгоритма, описанного в одной из предыдущих работ [3], были получены значения, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Расчеты для нахождения дополнительного дохода ФСС
Год Параметр |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доход ФСС от взносов, млрд р. |
426,2 |
474,2 |
508,6 |
531,1 |
Средняя зарплата, тыс. р. |
26,6 |
29,5 |
32,5 |
33,8 |
Количество занятого населения, тыс. чел. |
75676,1 |
75528,9 |
75428,4 |
76587,5 |
Предельная база, тыс. р. |
512 |
568 |
624 |
670 |
Предельная база за месяц, тыс. р. |
42,67 |
47,33 |
52,00 |
55,83 |
Работники, получающие зарплату выше предельной базы за месяц, % |
12,53 |
13,84 |
14,35 |
13,35 |
Фонд заработной платы на первую подгруппу, % |
33,3 |
33,1 |
32,7 |
32,2 |
Фонд заработной платы на вторую подгруппу, % |
4,32 |
6,58 |
7,60 |
5,99 |
Средняя заработная плата работников, чья зарплата выше предельной базы за месяц, тыс. р. |
79,95 |
84,45 |
91,25 |
96,69 |
Средняя сумма, необлагаемая тарифом, тыс. р. |
37,28 |
37,12 |
39,25 |
40,86 |
Количество работников, получающих зарплату выше предельной базы, тыс. чел. |
9482,22 |
10453,20 |
10823,98 |
10224,43 |
База для взносов выше ПБ, млрд р. |
353,54 |
388,02 |
424,88 |
417,72 |
Отчисления, получаемые по 2,9 %-ому тарифу сверх предельной базы за месяц (в случае изменения законодательства), млрд р. |
10,25 |
11,25 |
12,32 |
12,11 |
Потенциальный доход за год при введении плоской шкалы, млрд р. |
123,03 |
135,03 |
147,86 |
145,37 |
Увеличение дохода ФСС от взносов при введении плоской шкалы тарифа, % |
28,87 |
28,48 |
29,07 |
27,37 |
Источник: рассчитано по [2].
Допущения, принятые при расчетах были рассмотрены ранее [3]. Отметим только, что погрешность, связанная с расчетами, не превышает 2 %.
Более значительные изменения будут для работников, имеющих заработную плату, значительно превышающую ПБ. Для работников, имеющих заработную плату, незначительно превышающую ПБ, изменения будут невелики.
Рассмотрим, какую часть от объема финансирования из Федерального бюджета можно было бы покрыть с помощью введения данной меры. Для этого сравним объем финансирования ФСС из государственного бюджета РФ и потенциальный доход при введении плоской шкалы тарифа для отчисления взносов.
Таблица 4.
Сравнительный анализ размера финансирования ФСС из государственного бюджета и потенциального дохода ФСС, млрд р.
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Потенциальный доход при отмене ПБ |
123,03 |
135,03 |
147,86 |
145,37 |
Поступления из федерального бюджета |
198,299 |
129,001 |
53,306 |
48,808 |
Дефицит/профицит ФСС при отмене ПБ и поступлений из ФБ |
-75,27 |
6,03 |
94,55 |
96,56 |
Источник: рассчитано по [2].
Из расчетов следует, что в случае отмены ПБ при взыскании тарифа Фонд социального страхования с 2013 года не нуждался бы в дополнительном финансировании из федерального бюджета России. Данное решение позволило бы перевести освободившиеся средства в другие сферы.
Потенциальный доход от введения подобной меры достаточно велик. В 2015 году было принято подобное решение в отношении фонда ОМС, что повлекло увеличение доходов от взносов и налогов более чем на 26 %, с 1218,6 млрд р. в 2014 году до 1537,8 млрд р. в 2015 году [2].
Произведенные расчеты имеют оценочный характер и позволяют предварительно определить потенциальный доход, не учитывая некоторые факторы, которые могут измениться в связи с введением подобной меры. Например, изменение уровня оплаты труда высокооплачиваемых сотрудников в связи с увеличением расходов работодателя, сокрытие части доходов и переход в «серые» зарплаты. Тем не менее, качественная картина из-за этого не изменится, что свидетельствует об актуальности данной проблемы. Следует заняться всесторонней проработкой данного вопроса.
В последующих работах планируется обобщить результаты, полученные по ПФР и ФСС, также рассмотреть международный опыт по данной тематике.
Список литературы
- Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 19.06.2017).
- Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 10.07.2017).
- Горбунова И. А. Влияние отмены предельной величины базы для исчисления страховых взносов // Достижение вузовской науки. 2017. № 30. С. 117-122.
Материал поступил в редакцию 17.07.2017
© Горбунова И. А., 2017