Анализ осведомленности студентов специальной медицинской группы о характере своего заболевания
Авторы: Кремнева Виктория Николаевна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 76-79
Объём: 0,20
Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (24), июль 2018
Библиографическое описание: Кремнева В. Н Анализ осведомленности студентов специальной медицинской группы о характере своего заболевания // Наука без границ. 2018. № 7 (24). С. 76-79.
Аннотация. Целью исследования (результатам которого посвящена данная статья) является выявление показателей количественного состава и структуры заболеваемости студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также выявление степени осведомленности данной категории студентов о характере своего заболевания, показаниях и противопоказаниях при данном диагнозе.
Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях по физическому воспитанию обучающихся является их распределение на три медицинских группы – основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для определения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу (СМГ) необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
В СМГ попадают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Основной задачей занятий в специальной медицинской группе является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных заболеваний. Особенностью группы является то, что она комплектуется студентами с различными травмами и заболеваниями, поэтому занятия в этих группах должны строиться с учетом индивидуальных особенностей и дифференцированной нагрузкой.
В Петрозаводском государственном университете организованны занятия со студентами, имеющими те или иные заболевания, не позволяющие заниматься в общей группе здоровья и отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Ниже представлены таблицы структуры заболеваний студентов специальной медицинской группы на базе ПетрГУ (в количественном (табл.1) и процентном содержании (табл.2)).
Таблица 1
Структура заболеваний студентов специальной медицинской группы (количественный состав)
|
2015-2016 гг. |
2016-2017 гг. |
2017-2018 гг. |
Студентов, отнесенных к СМГ (всего) |
200 |
195 |
160 |
женщины |
135 |
138 |
115 |
мужчины |
65 |
57 |
45 |
С заболеваниями сердечно-сосудистой системы |
134 |
100 |
74 |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
106 |
115 |
89 |
С заболеваниями органов зрения |
48 |
43 |
45 |
С заболеваниями эндокринной системы |
16 |
9 |
5 |
С заболеваниями нервной системы |
6 |
13 |
26 |
Таблица 2
Структура заболеваний студентов специальной медицинской группы (в %)
|
2015-2016 гг. |
2016-2017 гг. |
2017-2018 гг. |
С заболеваниями сердечно-сосудистой системы |
67 |
51 |
46 |
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
53 |
59 |
56 |
С заболеваниями органов зрения |
24 |
22 |
28 |
С заболеваниями эндокринной системы |
8 |
5 |
3 |
С заболеваниями нервной системы |
3 |
5 |
16 |
На основе показателей, полученных с 2015 по 2018 годы, можно констатировать, что среди студентов специальной медицинской группы большинство – представительницы женского пола. Наиболее распространенными заболеваниями являются: заболевания опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы. Негативной тенденцией является наличие у большинства студентов сразу нескольких представленных заболеваний. Количество студентов, имеющих заболевания сердечнососудистой системы и эндокринной системы, в период с 2015-2018 годы снизилось, в то же время количество студентов с заболеваниями нервной системы увеличилось.
Выявленные тенденции должны быть учтены при организации учебных физкультурно-оздоровительных занятий со студентами СМГ (при подборе содержания, дозировок физической нагрузки, выборе форм и методов).
Для организации качественного обучения с данной категорией студентов важным является понимание, насколько обучающиеся осведомлены о своём заболевании, ограничениях и показаниях при данном диагнозе. Проведенный опрос (количество опрошенных студентов – 92 человека) показал следующее:
На вопрос «В каком возрасте Вы получили специальную медицинскую группу?» 35 % опрошенных указали возраст с 10 до 14 лет, 34 % - возраст с 15 до 17 лет.
Таким образом, почти 70 % студентов приобрели степень заболевания на уровне специальной медицинской группы в основной школе. Данный факт должен быть принят во внимание специалистами, работающими в сфере школьного образования для возможного снижения имеющей место негативной тенденции – приобретение серьезных заболеваний именно в школьном возрасте.
На вопрос «Знаете ли Вы о противопоказаниях при вашем заболевании?» большинство респондентов (94 %) ответили утвердительно.
Однако необходимо отметить, значительное снижение утвердительных ответов на вопрос «Знаете ли Вы о показаниях при вашем заболевании?». Положительных ответов было большинство – 72 %, но этот показатель значительно ниже предыдущего. Данный факт должен быть учтен при организации занятий со студентами СМГ, а именно: в процессе практической работы преподавателям следует акцентировать внимание не только на ограничениях при заболеваниях, сколько на необходимых показаниях в плане допустимой двигательной нагрузки и физической активности.
Вопрос «Выполняете ли Вы лечебные комплексы, показанные при данном заболевании?» показал ожидаемые результаты: большинство респондентов (43%) выбрали вариант ответа «Редко», 27 % отметили, что выполняют показанные для них комплексы только, посещая занятия в ПетрГУ. Данный факт должен быть принят во внимание преподавателями физического воспитания для формирования мотивации студентов к самостоятельным занятиям во внеучебное время.
Дополнительно в опросе студентов выявлены различные позиции по отношению к организации занятий специальной группы на базе Петрозаводского государственного Университета. 92 % опрошенных студентов полностью удовлетворены занятиями физической культурой (оценка 5 по 5-балльной шкале), 8 % - удовлетворены на оценку 4 по 5-балльной шкале.
По мнению большинства (80 % опрошенных), «ничего не следует изменять в учебных занятиях по физическому воспитанию», «всё устраивает»; 20 % опрошенных хотели бы иметь более удобное расписание занятий.
Большинство студентов (76 %) утверждает, что хотели бы заниматься каким-либо видом спорта. Наиболее распространенные из возможных видов спорта среди студенты СМГ: волейбол (выбрало 25 %), плавание (выбрало 20 %), 15 % опрошенных хотели бы заниматься баскетболом, 10 % аэробикой или фитнесом, приблизительно 6 % выбрали бы бег, 14 % не проявляют интереса к занятиям спортом.
Полученные в ходе исследования данные служат основанием для разработки элективных направлений по физической культуре на основе спортивной специализации для студентов специальной медицинской группы.
Список литературы
- Кремнева В. Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов специальной медицинской группы в Петрозаводском государственном университете // Глобальный научный потенциал. Научно-практический журнал. Санкт-Петербург, 2018. № 5 (86). С. 15-19.
Материал поступил в редакцию 27.06.2018
© Кремнева В. Н., 2018