Анализ осведомленности студентов специальной медицинской группы о характере своего заболевания

Наука без границ - Анализ осведомленности студентов специальной медицинской группы о характере своего заболевания

Авторы: Кремнева Виктория Николаевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 76-79

Объём: 0,20

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (24), июль 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кремнева В. Н Анализ осведомленности студентов специальной медицинской группы о характере своего заболевания // Наука без границ. 2018. № 7 (24). С. 76-79.

Аннотация. Целью исследования (результатам которого посвящена данная статья) является выявление показателей количественного состава и структуры заболеваемости студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также выявление степени осведомленности данной категории студентов о характере своего заболевания, показаниях и противопоказаниях при данном диагнозе. 

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях по физическому воспитанию обучающихся является их распределение на три медицинских группы – основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для определения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу (СМГ) необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

В СМГ попадают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Основной задачей занятий в специальной медицинской группе является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных заболеваний. Особенностью группы является то, что она комплектуется студентами с различными травмами и заболеваниями, поэтому занятия в этих группах должны строиться с учетом индивидуальных особенностей и дифференцированной нагрузкой.

В Петрозаводском государственном университете организованны занятия со студентами, имеющими те или иные заболевания, не позволяющие заниматься в общей группе здоровья и отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Ниже представлены таблицы структуры заболеваний студентов специальной медицинской группы на базе ПетрГУ (в количественном (табл.1) и процентном содержании (табл.2)).

Таблица 1

Структура заболеваний студентов специальной медицинской группы (количественный состав)

 

2015-2016 гг.

2016-2017 гг.

2017-2018 гг.

Студентов, отнесенных к СМГ (всего)

200

195

160

женщины

135

138

115

мужчины

65

57

45

С заболеваниями сердечно-сосудистой системы

134

100

74

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

106

115

89

С заболеваниями органов зрения

48

43

45

С заболеваниями эндокринной системы

16

9

5

С заболеваниями нервной системы

6

13

26

Таблица 2

Структура заболеваний студентов специальной медицинской группы (в %)

 

2015-2016 гг.

2016-2017 гг.

2017-2018 гг.

С заболеваниями сердечно-сосудистой системы

67

51

46

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата

53

59

56

С заболеваниями органов зрения

24

22

28

С заболеваниями эндокринной системы

8

5

3

С заболеваниями нервной системы

3

5

16

На основе показателей, полученных с 2015 по 2018 годы, можно констатировать, что среди студентов специальной медицинской группы большинство – представительницы женского пола. Наиболее распространенными заболеваниями являются: заболевания опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы. Негативной тенденцией является наличие у большинства студентов сразу нескольких представленных заболеваний. Количество студентов, имеющих заболевания сердечнососудистой системы и эндокринной системы, в период с 2015-2018 годы снизилось, в то же время количество студентов с заболеваниями нервной системы увеличилось.

Выявленные тенденции должны быть учтены при организации учебных физкультурно-оздоровительных занятий со студентами СМГ (при подборе содержания, дозировок физической нагрузки, выборе форм и методов).

Для организации качественного обучения с данной категорией студентов важным является понимание, насколько обучающиеся осведомлены о своём заболевании, ограничениях и показаниях при данном диагнозе. Проведенный опрос (количество опрошенных студентов – 92 человека) показал следующее:

На вопрос «В каком возрасте Вы получили специальную медицинскую группу?» 35 % опрошенных указали возраст с 10 до 14 лет, 34 % - возраст с 15 до 17 лет.

Таким образом, почти 70 % студентов приобрели степень заболевания на уровне специальной медицинской группы в основной школе. Данный факт должен быть принят во внимание специалистами, работающими в сфере школьного образования для возможного снижения имеющей место негативной тенденции – приобретение серьезных заболеваний именно в школьном возрасте.

На вопрос «Знаете ли Вы о противопоказаниях при вашем заболевании?» большинство респондентов (94 %) ответили утвердительно.

Однако необходимо отметить, значительное снижение утвердительных ответов на вопрос «Знаете ли Вы о показаниях при вашем заболевании?». Положительных ответов было большинство – 72 %, но этот показатель значительно ниже предыдущего. Данный факт должен быть учтен при организации занятий со студентами СМГ, а именно: в процессе практической работы преподавателям следует акцентировать внимание не только на ограничениях при заболеваниях, сколько на необходимых показаниях в плане допустимой двигательной нагрузки и физической активности.

Вопрос «Выполняете ли Вы лечебные комплексы, показанные при данном заболевании?» показал ожидаемые результаты: большинство респондентов (43%) выбрали вариант ответа «Редко», 27 % отметили, что выполняют показанные для них комплексы только, посещая занятия в ПетрГУ. Данный факт должен быть принят во внимание преподавателями физического воспитания для формирования мотивации студентов к самостоятельным занятиям во внеучебное время.

Дополнительно в опросе студентов выявлены различные позиции по отношению к организации занятий специальной группы на базе Петрозаводского государственного Университета. 92 % опрошенных студентов полностью удовлетворены занятиями физической культурой (оценка 5 по 5-балльной шкале), 8 % - удовлетворены на оценку 4 по 5-балльной шкале.

По мнению большинства (80 % опрошенных), «ничего не следует изменять в учебных занятиях по физическому воспитанию», «всё устраивает»; 20 % опрошенных хотели бы иметь более удобное расписание занятий.

Большинство студентов (76 %) утверждает, что хотели бы заниматься каким-либо видом спорта. Наиболее распространенные из возможных видов спорта среди студенты СМГ: волейбол (выбрало 25 %), плавание (выбрало 20 %), 15 % опрошенных хотели бы заниматься баскетболом, 10 % аэробикой или фитнесом, приблизительно 6 % выбрали бы бег, 14 % не проявляют интереса к занятиям спортом.

Полученные в ходе исследования данные служат основанием для разработки элективных направлений по физической культуре на основе спортивной специализации для студентов специальной медицинской группы.

Список литературы

  1. Кремнева В. Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов специальной медицинской группы в Петрозаводском государственном университете // Глобальный научный потенциал. Научно-практический журнал. Санкт-Петербург, 2018. № 5 (86). С. 15-19.

 

Материал поступил в редакцию 27.06.2018
© Кремнева В. Н., 2018