Моделирование процесса благоустройства лесопарковых зон на территории муниципальных образований
Авторы: Рой Александр Андреевич, Суворов Даниил Андреевич, Лукашенок Татьяна Рудольфовна (научный руководитель)
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 15-21
Объём: 0,46
Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (24), июль 2018
Библиографическое описание: Рой А. А., Суворов Д. А., Лукашенок Т. Р. Моделирование процесса благоустройства лесопарковых зон на территории муниципальных образований // Наука без границ. 2018. № 7 (24). С. 15-21.
Аннотация: Предложена методика расчета экономической эффективности реализации мероприятий по облагораживанию лесопарковых зон. Разработана модель создания локального привлекательного объекта городской среды, предусматривающая возможность ее применения на территории муниципальных образований в масштабах страны. Представлена технология реализации мероприятий по облагораживанию лесопарковых зон.
В современных условиях ускорения темпа жизни для жителей города становится актуальной потребность в комфортной городской среде [1]. Низкий уровень привлекательности территории является фактором, ограничивающим реализацию данной потребности, вследствие чего возникает проблема неудовлетворенности населения. Помимо этого, низкий уровень привлекательности является одним из факторов, сдерживающих социально-экономический потенциал развития территории.
Снижение уровня привлекательности территории может являться следствием неэффективного использования земельных ресурсов, заключающегося в том, что существующая система застройки городской территории не выполняет значимое для жителей города условие – повышение комфорта городской среды.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что проблемам неудовлетворенности населения и неэффективного использования земельных ресурсов в настоящее время не уделяется достаточного внимания, создание города, привлекательного для жизни, приобретает первостепенное значение, и исследование данного вопроса становится особенно актуальным.
В качестве объекта исследования для данной статьи был выбран город Екатеринбург, обладающий высоким социально-экономическим потенциалом, с одной стороны, и имеющий недостаточный относительно современного темпа развития уровень привлекательности территории (в части озеленения и благоустройства лесопарков), с другой.
В настоящее время в городе Екатеринбурге существует проблема, заключающаяся в снижении уровня привлекательности города в связи с нехваткой «зеленых зон» и недостаточным облагораживанием лесопарков.
Данная проблема подтверждается данными анализа социально-экономического развития города Екатеринбурга [2], а также проведенными авторами социологическими опросами населения: 84 % респондентов (99 человек из 118 опрошенных) считают город Екатеринбург привлекательным; однако многие из опрошенных дали такую характеристику городу «авансом», озвучив при этом в качестве одного из мероприятий, которые смогли бы повысить привлекательность города, благоустройство лесопарковых зон.
Второй социологический опрос был проведен с целью подтверждения необходимости благоустройства лесопарковых зон: 94 % респондентов (894 человека из 952 опрошенных) проголосовали за необходимость данных мероприятий.
Для решения выявленных проблем и повышения уровня привлекательности города авторами разработана и предложена модель создания локального привлекательного объекта (далее – модель).
Модель состоит из базовой части (характеристики, показатели, методики, применимые для каждого муниципального образования) и вариативной части (индивидуальные для каждого административно-территориального субъекта).
Модель разработана на примере города Екатеринбурга, но ее преимущество заключается в возможности использования на территории других муниципальных образований.
Базовая часть может быть реализована на территории любого муниципального образования, заинтересованного в создании привлекательной среды, и представляет собой набор способов повышения привлекательности городской среды муниципального образования.
Базовая часть предполагает реализацию мероприятий по реконструкции и развитию лесопарковой зоны. В городе Екатеринбург с этой целью был выбран лесопарк, расположенный в юго-западной части города.
Исходя из природы городской среды (как сложной системы), цели и задачи по повышению уровня привлекательности города целесообразно представить в виде дерева целей (рис. 1).
Рис. 1. Дерево целей по повышению привлекательности городской среды
Предложенные в рамках базовой части мероприятия предполагают создание отдельных зон (детская, водная, отдыха и приема пищи), посадку деревьев разных пород, создание вишневой аллеи, обустройство территории (лавочки, урны), очистка и реконструкция пруда и др. [3, 4, 5, 6].
Данные мероприятия позволят решить присущие большинству лесопарков проблемы: отсутствие необходимой инфраструктуры для отдыха на территории лесопарков (урны, скамейки, дорожки, беседки, освещение), отсутствии необходимых условий для существования флоры и фауны.
Базовая часть модели включает следующие технологии ее реализации:
1) Выбор объекта;
2) Разработка плана мероприятий;
3) Составление сметы мероприятий;
4) Определение участников мероприятий;
5) Привлечение инвесторов (частный бизнес);
6) Подготовка объекта к реализации мероприятий;
7) Проведение основных работ по благоустройству объекта;
8) Составление отчета по реализации мероприятий.
Вариативная часть модели специфична для каждой территории и ее компоненты рассчитываются исходя из особенностей муниципального образования.
Вариативная часть дает возможность определить эффективность реализации мероприятий базовой части [7, С. 1065], а, следовательно, и целесообразность применения модели на территории конкретного муниципального образования.
Вариативная часть представляет собой методику расчета эффективности проводимых мероприятий с учетом следующих факторов:
- Трафик;
- Развитость инфраструктуры;
- Транспортная доступность;
- Удаленность от центра города;
- Наличие аналогичных объектов;
- Площадь территории;
- Наличие водоема;
- Наличие ровного рельефа;
- Близость к объектам социального назначения (в сфере образования, спорта, здравоохранения и др.);
- Наличие расположенных поблизости объектов культурного достояния (памятники, храмы и т.д.).
Расчет эффективности предполагает два этапа.
На первом этапе производится оценка факторов, характеризующих территорию, по разработанной авторами пятибалльной шкале (рис. 2).
Рис. 2. Шкала оценки факторов, характеризующих территорию
В основе шкалы лежит принцип территориальной удаленности районов города. Значения шкалы обозначают следующее: 1 – непривлекательная территория с точки зрения эффективности, 2 – территория эффективна при значительных финансовых затратах, 3 – эффективность территории соизмерима с затратами, окупаемость достигается в сравнительно небольшом промежутке времени, 4 – территория обладает большим экономическом потенциалом, эффективна при незначительных затратах, 5 – экономический потенциал территории реализуется в полном объеме.
Используя шкалу для оценки факторов лесопарковой зоны, расположенной на юго-западе города Екатеринбурга, можно сделать вывод о среднем уровне экономического потенциала территории лесопарковой зоны и возможности получения экономического эффекта при соизмеримых затратах (рис. 3).
Рис. 3. Определение эффективности лесопарковой зоны в юго-западной части г. Екатеринбурга на основе шкалы оценки факторов
На втором этапе используется предложенный авторами коэффициент привлекательности. Он позволяет учесть социально-экономические особенности муниципального образования с целью определения эффективности и целесообразности использования модели создания привлекательного объекта, а также определения масштабности необходимых мероприятий. Это дает возможность применения модели на территориях муниципальных образований с разным экономическим потенциалом.
Коэффициент привлекательности рассчитывается по следующей формуле:
,
где k = 1 – P,
Пр – привлекательность лесопарковой зоны;
x – фактор;
n – количество факторов;
k – коэффициент-уравнитель;
Р – коэффициент развития территории.
Коэффициент развития территории, используемый при расчете коэффициента привлекательности, определяется исходя из следующих показателей:
- Среднедушевой доход;
- Объем инвестиций в основной капитал;
- Уровень безработицы;
- Объем отгруженных товаров собственного производства (по крупным и средним организациям) по различным видам деятельности;
- Численность населения;
- Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
- Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
- Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов;
- Продолжительность жизни;
- Удаленность от основных транспортных узлов.
Вариативную часть, помимо вышеизложенного, предлагается применять для определения эффективности использования земельных ресурсов. В этом случае она выступает в качестве самостоятельного (отдельного от базовой части) элемента.
С целью успешной реализации модели авторами предложен наиболее эффективный вариант структуры финансирования мероприятий. Основную долю затрат предлагается направить на восстановление флоры и фауны и обустройство территории.
Предложенная финансовая структура позволит, во-первых, удовлетворить потребности жителей города в комфортной среде и снизить затраты на искусственное поддержание природной среды, во-вторых, соблюдать требования законодательства в части строительных норм по благоустройству.
Реализация модели позволит снизить финансовую нагрузку муниципалитета в сфере благоустройства за счет привлечения частного бизнеса. Таким образом, реализуется принцип партнерства муниципалитета и частного бизнеса, основанный на взаимной заинтересованности сторон: для предпринимателей – это создание территории для осуществления прибыльной предпринимательской деятельности (продажа мороженого, прохладительных напитков, сладкой ваты, попкорна, продажа сувениров, услуги тира, прокат детских машинок, услуги фотографа и т. д.); для муниципалитета – реализация программ по благоустройству города, а также развитие предпринимательской активности на территории муниципального образования.
Механизм взаимодействия бизнеса и муниципалитета в предложенной модели представляет собой следующее: муниципалитет объявляет конкурс на заключение договора аренды[1], предметом которого является предоставление земельного участка во временное пользование и владение для облагораживания и озеленения. В договоре содержатся обязательные условия облагораживания территории. Обязательные условия конкурса содержат технический минимум – обязательный минимальный комплекс мероприятий по облагораживанию территории (по содержанию – это базовая часть проекта).
С целью привлечения частного бизнеса муниципалитет возмещает арендную плату на условиях субсидирования. Победитель конкурса получает во временное пользование и владение земельный участок в лесопарковой зоне с обязанностью облагораживания и правом ведения предпринимательской деятельности.
В данной модели в качестве способа привлечения малого и среднего предпринимательства не рассматривается государственно-частное партнерство[2], в связи с тем, что последнее предполагает создание объектов недвижимости, влекущее значительные финансовые вложения, длительные процедуры документального оформления, возможные ограничения в части вида разрешенного использования земельного участка[3] [10] и др.
Реализация мероприятий модели является малозатратной. Общая стоимость мероприятий по облагораживанию и озеленению лесопарковой зоны в юго-западной части города Екатеринбурга составляет 3260 тыс. руб. (приобретение 1350 саженцев разных пород – 1080 тыс. руб.; обустройство территории: лавочки, урны, детские площадки - 1068 тыс. руб.; модернизация пруда - 1112 тыс. руб.). Малозатратность мероприятий наряду с другими преимуществами модели предоставляет возможность ее реализации в других муниципалитетах в масштабах страны.
Использование модели создания локального привлекательного объекта позволит не только рассчитать уровень привлекательности территории лесопарковой зоны и обосновать необходимость проведения мероприятий в части озеленения и облагораживания, но и избавить муниципалитет от необходимости разработки мероприятий по созданию комфортной городской среды и механизма их реализации, что позволит сэкономить финансовые и временны́е ресурсы.
Мероприятия модели будут иметь высокую социальную значимость, которая заключается главным образом в удовлетворении потребностей жителей города в комфортной городской среде, а также значительные социально-экономические результаты: повышение привлекательности города, решение проблемы озеленения, как следствие улучшение экологической обстановки, привлечение инвестиций, развитие предпринимательской активности.
Список литературы
- Чепурных Н. В., Лукашенок Т. Р., Исламутдинов В. Ф., Карминский А. А. Теоретические подходы и практический опыт внедрения научных достижений в процесс разработки программ социально-экономического развития территорий ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10 (58). Режим доступа: http: // www.uecs.ru
- Официальный сайт администрации города Екатеринбург [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://екатеринбург.рф
- Бутова Т. В., Свиридова Е. С. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы развития науки и образования. 2017. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru
- Горанова О. А., Атрощенко Л. А. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Внешнее благоустройство [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы развития науки и образования. 2017. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru
- Жигалов О. С, Прохорова И. А. Мировые практики в сфере благоустройства и озеленения территорий и опыт по благоустройству и озеленению г. Москвы [Электронный ресурс] // Материалы ивановских чтений. 2017. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru
- Тарбеева Д. А., Зобнина Ю. Р. Важность лесопарковой и рекреационной зон для поддержания экологического баланса в микрорайоне Эльмаш города Екатеринбурга [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 17. С. 363-367. Режим доступа: https://moluch.ru/
- Лукашенок Т. Р. Особенности определения эффективности процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков организаций // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6. С. 1063-1067.
Материал поступил в редакцию 25.06.2018
© Рой А. А., Суворов Д. А., Лукашенок Т. Р., 2018
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
[2] Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] от 13.07.2015 N 224-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
[3] Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru