Дилерская форма организации технического сервиса машин

Наука без границ - Дилерская форма организации технического сервиса машин

Авторы: Малыха Екатерина Федоровна, Катаев Юрий Владимирович, Вялых Дмитрий Геннадьевич

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 29-34

Объём: 0,37

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (13), август 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 29-34.

Аннотация: В статье рассмотрено развитие современного фирменного технического сервиса машин в агропромышленном комплексе Российской Федерации. Зарубежный и отечественный опыт машиноиспользования показывает, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса в настоящее время является дилерская.

Эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от уровня организации в отрасли технического сервиса. В современных условиях конкурентной борьбы между производителями машин на рынке сбыта основными факторами развития и совершенствования сервиса являются: качество изготовления машин, их эксплуатационная надежность и экономичность, спектр и объём оказываемых услуг. В услуги, которые обеспечивают реализацию сельскохозяйственных машин, входят: реклама, финансовая поддержка потребителя, эффективная подготовка персонала, доставка машин, предпродажная подготовка, послепродажный сервис, включающий техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, поставка запасных частей [1, 2].

Особое внимание при реализации сельскохозяйственных машин уделяется рекламе. В рекламных целях проводятся такие мероприятия, как международные, национальные и региональные выставки, демонстрации машин в работе, безвозмездная передача машин в учебные заведения сельскохозяйственного профиля, предоставление техники для различных профессиональных соревнований фермеров (например, по пахоте), адресная рассылка рекламы, размещение её в специальных изданиях, на радио и телевидении.

Учитывая, что современная сельскохозяйственная техника достаточно дорогая, покупателям при её приобретении предоставляется, как правило, кредит или лизинг. Также необходимо отметить, что с 01 января 2013 года у нас в стране действует Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», согласно которому, отечественному производителю сельскохозяйственной техники предоставляются субсидии в размере до 25 % цены сельскохозяйственной техники, а производитель в свою очередь предоставляет покупателям техники скидку.

Зарубежный и отечественный опыт машиноиспользования показывает, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса в настоящее время является дилерская. При этой форме организации технического сервиса изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям [3, 4].

Основными функциями дилерского центра являются:

  • изучение рынка сбыта, организация рекламы продукции и определение платёжеспособного спроса;
  • формирование заказа на продукцию, оформление договоров с поставщиками и приемка продукции по количеству, качеству и комплектности;
  • проведение предпродажного обслуживания продукции (расконсервация техники) и поставка её потребителю;
  • рассмотрение и удовлетворение рекламационных претензий потребителей по качеству машин в гарантийный период их эксплуатации;
  • обеспечение работоспособности машин путем проведения качественного технического обслуживания и ремонта на договорной основе;
  • обеспечение потребителей запасными частями в течение всего периода эксплуатации машин;
  • организация курсов обучения эксплуатационно-ремонтного персонала потребителей правилами эксплуатации и технического сервиса машин;
  • обеспечение потребителей нормативно-технической документацией по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин;
  • информирование потребителя об изменениях, внесённых в конструкцию машины;
  • сбор и передача изготовителю информации о качестве и надёжности реализованных машин.

Разновидностью дилерской формы организации технического сервиса является организация фирменного технического сервиса. Фирменный технический сервис предусматривает непосредственное участие изготовителей техники в её обслуживании и ремонте на собственных производственных площадях или на базе ремонтных предприятий с привлечением посреднических структур, специализирующихся на работах по техническому сервису [5].

Необходимость развития фирменного технического сервиса обусловлена широким внедрением в современных сельскохозяйственных машинах сложных и особо сложных систем гидравлического и электрического оборудования, что требует более современных форм и методов технического обслуживания и ремонта при участии предприятий-изготовителей.

Система фирменного технического сервиса должна занять свое место в сложившейся в нашей стране системе поддержания машин в работоспособном состоянии, когда вся ответственность ложится на предприятия, эксплуатирующие технику, тем более что большинство ремонтно-эксплуатационных баз находится в крайне запущенном состоянии. Обеспеченность по диагностическому оборудованию – 5…7 %, испытательным стендам – 30 %, мобильным средствам ТО и ТР – 30…40 % и т. д. [6, 7].

В основе системы фирменного технического сервиса заложены следующие принципы:

  1. Ответственность за организацию технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации несет фирма-изготовитель (это вызвано стремлением сохранить и развить рынки сбыта).
  2. Техническое обслуживание (и, в общем, технический сервис) является важнейшим инструментом борьбы фирм за сферы влияния. Борьба на рынке сбыта все чаще выходит за рамки маневрирования ценой. Передовые фирмы предпочитают бороться на основе совершенствования конструкции машин и предоставления более широкого комплекса услуг в процессе их эксплуатации.
  3. Система технического сервиса включает весь комплекс услуг, в том числе модернизацию машин. Масштабы работ и видов услуг не регламентированы и определяются потребителем совместно с фирмой-изготовителем.
  4. Фирма-изготовитель организует технический сервис своей продукции независимо от территориальной разобщенности объектов эксплуатации. Реализация этого принципа требует хорошо организованной и разветвленной сети предприятий системы фирменного обслуживания.
  5. Формы и организация системы технического обслуживания и текущего ремонта разнообразны (непосредственный контакт изготовитель – потребитель или через посредника).

Решение перечисленных задач системы фирменного технического сервиса требует серьезных капиталовложений, развитой дилерской сети (по региональному принципу), предварительной разработки нормативной и эксплуатационной документации и других организационных и научных проработок. Учитывая все вышесказанное можно утверждать, что технический сервис превратился в важнейшую отрасль сферы услуг, неразрывно связанной со сферой производства.

Фирменный технический сервис является значительной, а в ряде случаев важнейшей статьей доходов. По опубликованным подсчетам экономистов, каждый рубль, вложенный в производство запасных частей и организацию технического обслуживания произведенного и проданного оборудования, может обеспечить вдвое большую прибыль, чем само оборудование. Цены на узлы, детали и агрегаты, реализуемые в качестве запасных частей, как правило, в 1,5…2 раза выше, чем на те же узлы и детали, используемые для сборки новой машины. В том случае, когда машина снята с производства, цены на запасные части возрастают в 5…6 раз. Сохраняя инструмент, оснастку, техническую документацию, необходимые при производстве запасных частей для снятого с производства оборудования, машиностроительные предприятия гарантируют поставку любой детали к оборудованию в течение 10…12 лет со времени его выпуска [8].

На выбор варианта сервисного обеспечения сельскохозяйственной техники, конечно, оказывает существенное влияние состояние и функционирование рынков техники, запасных частей, сборочных единиц, услуг технического сервиса.

Таблица 1

Варианты сервисного обеспечения сельскохозяйственной техники

Обеспечение запасными частями

Гарантийное обслуживание

Техническое обслуживание

Текущий ремонт

Замена агрегатов

Капитальный ремонт

1

Региональный дилер завода - изготовителя

Региональный дилер завода - изготовителя

Эксплуатационное предприятие

Эксплуатационное предприятие

Региональный дилер завода - изготовителя

Ремонтные заводы

2

Региональный дилер завода - изготовителя

Региональный дилер завода - изготовителя

Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер)

Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер)

Базовое эксплуатационное предприятие

Ремонтные заводы по контракту с заводом - изготовителем

Таким образом, можно сделать предположение, что увеличение объёмов производства сельскохозяйственной техники и объёмов её сбыта, будет самым тесным образом связано с эффективной маркетинговой и логистической деятельностью, производством более качественных машин и организацией сопутствующего сервиса. Все эти направления производитель сможет реализовать только при наличии разветвлённой и управляемой товаропроводящей сети, сочетающей различные формы её построения – сеть дилерских центров, производственно-технических или снабженческо-сбытовых кооперативов и т. п., действуя через которые, производители смогут реализовать свою машиностроительную продукцию и оказывать технический сервис в ассортименте, удовлетворяющем как крупных, так и мелких сельхозпроизводителей. Переход в рыночных условиях отечественных изготовителей сельскохозяйственной техники к системе фирменного технического сервиса, при которой сервис выполняется по инициативе и при участии изготовителя, обусловлен приоритетом товаропроизводителя и взаимовыгодным интересом. Такое положение ставит предприятия сельскохозяйственного машиностроения перед необходимостью формирования дилерских центров.

Дальнейшее развитие национальной системы технического сервиса связано с обеспечением высокого качества услуг, оказываемых сервисными предприятиями. В настоящее время качество услуг становится одним из главных факторов, определяющих коммерческий успех предприятия, его конкурентоспособность. Качество работ, выполняемых сервисными предприятиями, зависит от многих факторов: оснащённости предприятия прогрессивным технологическим оборудованием и нормативно-технической документацией, уровня квалификации и профессионального мастерства персонала предприятия, качества используемых запасных частей, уровня организации рабочего процесса и ряда других [9].

Из вышеизложенного следует, что эффективность системы технического сервиса должна определяться качеством взаимодействия трёх подсистем: «продажа – сервис – запасные части». Решение данной проблемы возможно на основе использования логистических принципов в области организации и управления предприятиями дилерско-сервисной сети. 

Список литературы

  1. Технический сервис – опыт и перспективы развития / Ю. А. Конкин, И. Г. Голубев, М. Ю. Конкин, В. Н. Кузьмин. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.
  2. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2–5.
  3. Система автоматизированного контроля управлением техническим состоянием машин и оборудования / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Т. А. Чеха // Сельский механизатор. 2016. № 9. С. 22–23.
  4. Малыха Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. Т. 1. № 25. С. 120–122.
  5. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. 2016. № 5. С. 32–34.
  6. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49–54.
  7. Митракова В. Д., Голубев И. Г. Повышение эффективности деятельности сервисных предприятий // Техника и оборудования для села. 2005. № 3. С. 34–35.
  8. Конкин Ю. А. Малыха Е. Ф. Методические подходы к оценке износа и остаточной стоимости машин // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 2. С. 5–12.
  9. Катаев Ю. В. Безразборная очистка двигателя от нагара // Сельский механизатор. 2011. № 9. С. 34–35.

Материал поступил в редакцию 15.08.2017
© Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г., 2017