Искусство развивает творческие способности

Наука без границ - Искусство развивает творческие способности

Авторы: Мальцева Людмила Валентиновна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 56-59

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (13), август 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мальцева Л. В. Искусство развивает творческие способности // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 56-59.

Аннотация: В статье представлено и экспериментально доказано, что занятия по изобразительному искусству в школе нужно вести специалистам начиная с первого по седьмой класс. Необходимо изучать основы изобразительной грамоты, без этого невозможно познать искусство, развивать творческие способности. И в этом могут помочь занятия изобразительным искусством.

Определенные виды изобразительного искусства, как показало исследование, вызывают интерес у определенного возраста и особенно эффективно влияют именно на художественное развитие. Изъятие любого вида искусств из круга впечатлений пагубно отражается на формировании художественной культуры человека [1].

В настоящее время изменилась структура современной школы, содержание отдельных предметов в учебном плане, содержание самих предметов. Однако положение изобразительного искусства в школе практически не изменилась, а в некоторых школах этот предмет выносят как факультативные занятия. Все это влияет на развитие ребенка.

В школах изобразительному искусству отводится один час в неделю начиная с пятого до седьмого класса. Чтобы развивать всесторонне развитого человека во всем необходимо изобразительное искусство вводить с первого класса, и чтобы его вел специалист, а не учителя начальных классов. Несмотря на наличие широко разветвленной сети внешкольных учреждений, возникает опасность диспропорции между естественно-научным и гуманитарным образованием, что может отрицательно сказаться на уровне культуры, общественной сознательности и внутренней зрелости подрастающего человека [2, 3].

При изучении основ изобразительной грамоты предусматривается глубокое изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству в школе обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием. Преподавать этот материал может только специалист в данной области.

Современное состояние образования требует существенного расширения знаний по изобразительному искусству в школе, для чего необходимо больше выделять часов. Это даст больше возможностей для самореализации ребенка на занятиях по изобразительному искусству – это его творческая деятельность. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая его прежний опыт, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия [4, 5].

Развитие воображения и фантазии у ребят – основная задача художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру, научить творчески мыслить. Для этого необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием искусства и опытом человечества. Однако, нельзя забывать о роли нравственно-эстетического восприятия, о важности изобразительных знаний, умений и навыков в развитии художественно-творческих способностей ребенка.

Была проведена экспериментальная работа, которая показала, что разработанные современные методы активизации творческой деятельности школьников в процессе изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с использованием метода проблемного обучения, опираются на самостоятельную деятельность школьников, повышают эффективность эстетического воспитания и художественного образования и активизируют их творческую деятельность.

В ходе эксперимента проводились занятия по рисованию с натуры в направлении усвоения изобразительной грамоты, с одновременным усложнением заданий. В итоге рисование с натуры стало более реалистичным, грамотным, выразительным, проявился большой интерес к изобразительному искусству, к архитектуре, к работам выдающихся мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся экспериментальных классов стали более серьезно относиться к рисованию с натуры и по памяти (рисунок, живопись), к тематическому рисованию, аппликации, декоративной работе, беседам об изобразительном искусстве. В свою очередь каждый из этих видов имеет свою специфику, насыщен разнообразными темами, заданиями. Повысилось качество работ, которые учащиеся выполняли на занятиях.

Для определения уровня сформированной творческой активности в процессе занятий изобразительным искусством в конце эксперимента было проведено исследование двух групп. Материал сам по себе, своим видом вызывает эстетические эмоции. Не получаются деревья, их можно выполнить с помощью краски и трубочки. При изображении каменного забора поможет яичная скорлупа, ее можно применить при выполнении средневековых замков.

Следующий этап эксперимента провели при выполнении батика. Познакомившись с историей происхождения батика, ребята приступают к работе. С помощью белой ткани, клея ПВА и акварельных красок, они выполняют работу. Мозаику можно было выполнить из цветной бумаги или с помощью почтовых открыток. Бумага бывает гладкой или матовой, блестящей, с выпуклым узором, с невысоким пушистым ворсом – бархатная. Без знания грамоты изобразительного искусства невозможно научиться понимать художественные достоинства искусства, тем более творить.

Эксперимент проводился в пятых классах. Были выделены методические условия, обеспечивающие базу для изучения творческой активности учащихся в процессе занятий искусством: 1) взаимодействие на учащихся всех этапов формирования творческой активности, постоянный контроль их сформированности; 2) соответствие содержания программы основным дидактическим принципам, предъявляемым к любой педагогической деятельности; 3) наличие учебно-материальной базы, оборудованной в соответствие с требованиями программы и специфики работы; 4) оптимальный выбор методов обучения, учитывающий условия протекания учебного процесса, возможности учащихся. Были предложены темы занятий: 1) выполнить батик; 2) изображение архитектуры. Данные приведены в табл. 1. 

Таблица 1

Творческая активность учащихся

5 класс

Темы занятий

Контрольные классы

30 человек – 100 %

Экспериментальные классы

30 человек – 100 %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Батик

1,1

44,0

52,5

1,0

55,5

75,3

Изображение архитектуры

1,2

44,1

52,8

1,0

55,9

76,0

Оценки, полученные, в процессе эксперимента показывают, что уровень формирования творческой активности учащихся в процессе занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством по предложенной методике в контрольных и экспериментальных группах отличается в пользу экспериментальных.

Учебный материал будет прочно усвоен и осознан ребятами, если каждое новое задание, тема, упражнение логически обусловливается предыдущим. На уроках изобразительного искусства ребята учатся рисовать различными материалами, выражая свои замыслы и фантазию графическими и живописными средствами. В результате практики работы в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память, наблюдательность.

Особое значение на занятиях изобразительного искусства приобретает техника исполнения. Техника исполнения – штрих, письмо, мазки краской, ее прозрачность или рельеф мазков, фактура рисунка или живописи – также выразительные средства искусства. Художественное творчество находится в полной зависимости от материала, его качества, его обилия и разнообразия. Оно стимулирует, иногда подсказывает содержание. Искусство развивает те или иные способности: в одном случае графические, в другом – живописные или декоративные. Эксперимент был сформулирован в несколько этапов. В начале изучалась история по данной теме. Давалась тема в классах. Во всех классах она вызывала интерес у школьников своей неповторимостью, необычностью.

Если не давать им необходимые знания и навыки, а предоставить их самим себе, то это может отрицательно сказаться на их дальнейшем развитии, и в дальнейшем погубить интерес к занятиям заниматься изобразительным искусством.

Список литературы

  1. Копцева Т. Изобразительное искусство и мир интересов человека. М. : Издательский дом Юность, 1994. 139 с.
  2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Краснодар : КубГУ, 2013.
  3. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015.
  4. Мальцева Л. В. Обучения основ изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Germany : LapLAMBERT Academic Publishing, 2016.
  5. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М. : Школьная Пресса, 2002.

 

Материал поступил в редакцию 24.08.2017
© Мальцева Л. В., 2017