Искусство развивает творческие способности
Авторы: Мальцева Людмила Валентиновна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 56-59
Объём: 0,25
Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (13), август 2017
Библиографическое описание: Мальцева Л. В. Искусство развивает творческие способности // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 56-59.
Аннотация: В статье представлено и экспериментально доказано, что занятия по изобразительному искусству в школе нужно вести специалистам начиная с первого по седьмой класс. Необходимо изучать основы изобразительной грамоты, без этого невозможно познать искусство, развивать творческие способности. И в этом могут помочь занятия изобразительным искусством.
Определенные виды изобразительного искусства, как показало исследование, вызывают интерес у определенного возраста и особенно эффективно влияют именно на художественное развитие. Изъятие любого вида искусств из круга впечатлений пагубно отражается на формировании художественной культуры человека [1].
В настоящее время изменилась структура современной школы, содержание отдельных предметов в учебном плане, содержание самих предметов. Однако положение изобразительного искусства в школе практически не изменилась, а в некоторых школах этот предмет выносят как факультативные занятия. Все это влияет на развитие ребенка.
В школах изобразительному искусству отводится один час в неделю начиная с пятого до седьмого класса. Чтобы развивать всесторонне развитого человека во всем необходимо изобразительное искусство вводить с первого класса, и чтобы его вел специалист, а не учителя начальных классов. Несмотря на наличие широко разветвленной сети внешкольных учреждений, возникает опасность диспропорции между естественно-научным и гуманитарным образованием, что может отрицательно сказаться на уровне культуры, общественной сознательности и внутренней зрелости подрастающего человека [2, 3].
При изучении основ изобразительной грамоты предусматривается глубокое изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству в школе обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием. Преподавать этот материал может только специалист в данной области.
Современное состояние образования требует существенного расширения знаний по изобразительному искусству в школе, для чего необходимо больше выделять часов. Это даст больше возможностей для самореализации ребенка на занятиях по изобразительному искусству – это его творческая деятельность. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая его прежний опыт, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия [4, 5].
Развитие воображения и фантазии у ребят – основная задача художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру, научить творчески мыслить. Для этого необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием искусства и опытом человечества. Однако, нельзя забывать о роли нравственно-эстетического восприятия, о важности изобразительных знаний, умений и навыков в развитии художественно-творческих способностей ребенка.
Была проведена экспериментальная работа, которая показала, что разработанные современные методы активизации творческой деятельности школьников в процессе изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с использованием метода проблемного обучения, опираются на самостоятельную деятельность школьников, повышают эффективность эстетического воспитания и художественного образования и активизируют их творческую деятельность.
В ходе эксперимента проводились занятия по рисованию с натуры в направлении усвоения изобразительной грамоты, с одновременным усложнением заданий. В итоге рисование с натуры стало более реалистичным, грамотным, выразительным, проявился большой интерес к изобразительному искусству, к архитектуре, к работам выдающихся мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся экспериментальных классов стали более серьезно относиться к рисованию с натуры и по памяти (рисунок, живопись), к тематическому рисованию, аппликации, декоративной работе, беседам об изобразительном искусстве. В свою очередь каждый из этих видов имеет свою специфику, насыщен разнообразными темами, заданиями. Повысилось качество работ, которые учащиеся выполняли на занятиях.
Для определения уровня сформированной творческой активности в процессе занятий изобразительным искусством в конце эксперимента было проведено исследование двух групп. Материал сам по себе, своим видом вызывает эстетические эмоции. Не получаются деревья, их можно выполнить с помощью краски и трубочки. При изображении каменного забора поможет яичная скорлупа, ее можно применить при выполнении средневековых замков.
Следующий этап эксперимента провели при выполнении батика. Познакомившись с историей происхождения батика, ребята приступают к работе. С помощью белой ткани, клея ПВА и акварельных красок, они выполняют работу. Мозаику можно было выполнить из цветной бумаги или с помощью почтовых открыток. Бумага бывает гладкой или матовой, блестящей, с выпуклым узором, с невысоким пушистым ворсом – бархатная. Без знания грамоты изобразительного искусства невозможно научиться понимать художественные достоинства искусства, тем более творить.
Эксперимент проводился в пятых классах. Были выделены методические условия, обеспечивающие базу для изучения творческой активности учащихся в процессе занятий искусством: 1) взаимодействие на учащихся всех этапов формирования творческой активности, постоянный контроль их сформированности; 2) соответствие содержания программы основным дидактическим принципам, предъявляемым к любой педагогической деятельности; 3) наличие учебно-материальной базы, оборудованной в соответствие с требованиями программы и специфики работы; 4) оптимальный выбор методов обучения, учитывающий условия протекания учебного процесса, возможности учащихся. Были предложены темы занятий: 1) выполнить батик; 2) изображение архитектуры. Данные приведены в табл. 1.
Таблица 1
Творческая активность учащихся
5 класс Темы занятий |
Контрольные классы 30 человек – 100 % |
Экспериментальные классы 30 человек – 100 % |
||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Батик |
1,1 |
44,0 |
52,5 |
1,0 |
55,5 |
75,3 |
Изображение архитектуры |
1,2 |
44,1 |
52,8 |
1,0 |
55,9 |
76,0 |
Оценки, полученные, в процессе эксперимента показывают, что уровень формирования творческой активности учащихся в процессе занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством по предложенной методике в контрольных и экспериментальных группах отличается в пользу экспериментальных.
Учебный материал будет прочно усвоен и осознан ребятами, если каждое новое задание, тема, упражнение логически обусловливается предыдущим. На уроках изобразительного искусства ребята учатся рисовать различными материалами, выражая свои замыслы и фантазию графическими и живописными средствами. В результате практики работы в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память, наблюдательность.
Особое значение на занятиях изобразительного искусства приобретает техника исполнения. Техника исполнения – штрих, письмо, мазки краской, ее прозрачность или рельеф мазков, фактура рисунка или живописи – также выразительные средства искусства. Художественное творчество находится в полной зависимости от материала, его качества, его обилия и разнообразия. Оно стимулирует, иногда подсказывает содержание. Искусство развивает те или иные способности: в одном случае графические, в другом – живописные или декоративные. Эксперимент был сформулирован в несколько этапов. В начале изучалась история по данной теме. Давалась тема в классах. Во всех классах она вызывала интерес у школьников своей неповторимостью, необычностью.
Если не давать им необходимые знания и навыки, а предоставить их самим себе, то это может отрицательно сказаться на их дальнейшем развитии, и в дальнейшем погубить интерес к занятиям заниматься изобразительным искусством.
Список литературы
- Копцева Т. Изобразительное искусство и мир интересов человека. М. : Издательский дом Юность, 1994. 139 с.
- Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Краснодар : КубГУ, 2013.
- Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015.
- Мальцева Л. В. Обучения основ изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Germany : LapLAMBERT Academic Publishing, 2016.
- Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М. : Школьная Пресса, 2002.
Материал поступил в редакцию 24.08.2017
© Мальцева Л. В., 2017