Политическая стабильность. Влияние западных санкций на уровень политической стабильности в России

Наука без границ - Политическая стабильность. Влияние западных санкций на уровень политической стабильности в России

Авторы: Шипоша Марина Александровна

.

Рубрика: Политические науки

Страницы: 91-95

Объём: 0,36

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (13), август 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шипоша М. А. Политическая стабильность. Влияние западных санкций на уровень политической стабильности в России // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 91-95.

Аннотация: В статье рассматривается влияние западных санкций на уровень политической стабильности в Российской Федерации, выбор данного направления для исследования обусловлен существующими на сегодняшний день условиями геополитической напряжённости политики нашей страны, претерпевающей значительное давление со стороны стран Европы и США. 

В нынешнее время при условии существования глобальной политики мирового масштаба невозможно представить государство, которое не было бы вовлечено в систему мировых хозяйственных связей и взаимоотношений, так как именно они выступают в качестве фактора, оказывающего существенное влияние, как на внешнюю, так и внутреннюю политику стран и в целом на их благополучие.

При соблюдении международных соглашений и договорённостей, любое суверенное государство действует в первую очередь в своих собственных интересах. При этом разного рода сотрудничество неизменно приводит к усилению национальной политики, экономики и их ключевых секторов. Тем не менее, чрезмерная интеграция напрямую оказывает влияние на направления внутренней политики страны, ее политическую стабильность в тех случаях, когда одни государства вводят ограничения по отношению к другим, в частности к России – санкции. Возможно ли в таких условиях сохранить политическую стабильность в стране? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, что же представляет собой понятие политической стабильности и каким образом введение санкций повлияло на уровень политической стабильности в России.

Проблема политической стабильности всегда оставалась центральным интересом исследователей еще до момента, когда политология возникла и сформировалась в качестве отдельной отрасли гуманитарного знания. При этом рассматривалась политическая стабильность чаще всего с позиции составляющей части стабильности общественной системы в целом. Поэтому можно утверждать, что политическая стабильность выступает и основной составной стабильности развития всего государства. Данная трактовка понятия придает новое значение формирующейся на современном этапе концепции «устойчивого развития» общества. Политическая стабильность – обеспечивается не только действием самих политических факторов, но и устойчивостью политических отношений, а также сбалансированностью элементов всей политической системы в целом. Одним из непременных условий политической стабильности выступают устойчивые отношения между народами, которые проживают на территории страны и государства.

Термин «стабильность» (от латинского «stabilis» – постоянный, устойчивый) ознаменует упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния. В теории систем под стабильностью системы подразумевается ее способность функционировать, без изменений собственной структуры, продолжая при этом находиться в равновесии [1, с. 101]. В общетеоретическом плане сходными с понятием «стабильность» выступают такие категории, как «неизменность» и «устойчивость».

Ключевой проблемой функционирования политической системы является обеспечение уровня ее стабильности. Это означает сохранение системой своих ценностей, институтов и ролей в условиях изменяющейся социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность политической системы – это то состояние, когда любые отклонения в действиях политических субъектов корректируются с помощью реализации легитимированных, установленных норм.

Часто под стабильностью государства подразумевается тенденция основных элементов его политической системы оставаться в рамках установленных заранее, определенных ограничений, даже если сама система испытывает воздействие извне. При этом традиционно различают структурную стабильность государства (это продолжение во времени функционирования государственного механизма без каких-либо значимых изменений его существенных элементов) и динамичную стабильность (это движение государственного механизма к восстановлению равновесия, которое нарушено вследствие воздействия внутренних или внешних сил) [2, с. 83]. Государство, обладающее достаточной динамичной стабильностью, погашает воздействия среды за счет трансформации своего механизма с учетом видоизменения лишь отдельных его элементов.

Политическая система испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия, которые способны вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем стабильности политической системы является ее способность к нейтрализации негативных воздействий извне. Своевременное и адекватное реагирование на воздействия такого рода позволяет защищать собственные национальные интересы государства, добиваясь благоприятных условий для их реализации. При этом негативное воздействие извне может и не носить целенаправленного характера, а быть лишь следствием нерешенных проблем и общих трудностей.

В последнее время России приходится функционировать в новых условиях. Причиной этому взаимные санкции со стороны Евросоюза и России, которые сказываются практически на всех сферах деятельности государства, начиная с его экономического развития и заканчивая уровнем политической стабильности в стране.  Общеизвестный факт, что в марте 2014 года в связи с геополитической напряжённостью на территории Украины Западом были введены санкции по отношению к России, коснувшиеся внешней и внутренней политики государства, а также и политической стабильности внутри страны, которая сложилась в период введения санкций.

Учитывая современные реалии, среди которых можно выделить политические разногласия с одной стороны и развитие взаимовыгодных отношений в рамках интеграционного объединения с другой, России необходимо было уделить особое внимание не только экономической, но и политической стабильности для обеспечения устойчивого развития страны. Влияние санкций на уровень политической стабильности в России отражается на различных сферах жизни населения. И первостепенной задачей в сложившихся условиях является обеспечение благосостояния граждан, так как именно это является основным показателем развитости государства. Обеспечение собственной стабильности всегда играло первоочередную роль для любого государства. Современной проблемой страны является политический кризис в сочетании с нарастающей враждебностью западных стран, поэтому применение экономических санкций подрывает и  политическую стабильность в России.

В теории санкции – это определенные меры, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для лиц, в отношении которых они применяются. Одной из причин ввода экономических санкций стало присоединение полуострова Крым к Российской Федерации, а также развитие военного конфликта на территории Украины.

На сегодняшний день можно констатировать, что внутренние проблемы страны доставляют ей больше осложнений, чем западные санкции извне. Заслуга в этом достигнута за счет высокого уровня политической стабильности в стране, который сокращает и подавляет действие санкций на политику государства. Соответственно, санкции не ослабляют устойчивость российского политического режима и не снижают политическую стабильность в стране. Напротив, воздействие санкций поспособствовало некоторому усилению национализма в стране у большинства населения.

Под влиянием введенных санкций, в целом, можно выделить две группы ключевых изменений, к которым относятся общественно-политические и экономические. К числу общественно-политических изменений относится и категория политической стабильности, ее уровень в стране. Для  сохранения ее устойчивости и поддержания на достаточно высоком уровне в период санкций произошли следующие изменения:

  • однозначно произошло изменение политического курса, изменилась концепция развития страны, если раньше Россия первостепенно позиционировала себя на мировой арене, как энергетическая сверхдержава, то сейчас концепция сменилась на приоритет и развитие импортозамещения; основная отрасль, выигравшая в этом вопросе под влиянием санкций – отечественные производители сельхозпродукции;
  • подъем уровня патриотизма в стране; на патриотизм в России на сегодняшний день выделяется очень много средств, но это лишь следствие, а не первопричина. Уровень патриотизм резко начал расти вследствие удачно проведенной политики Президента РФ (в качестве примера направлений политики, увеличивающих уровень патриотизма в стране, можно отметить проведение зимней олимпиады в Сочи и присоединение полуострова Крым). Также можно отметить и заслугу СМИ в развитии этого процесса;
  • рост поддержки Президента является неотъемлемым условием сохранения политической стабильности в стране; по данным Росстата [3] и соцопросов на сегодня политику Владимира Владимировича поддерживает 87 % россиян. К примеру, сравнивая статистику с 2012 годом, можно убедиться в том, насколько эти показатели были низки, и насколько был низок рост поддержки Президента. По сравнению с нынешним временем, в 2012 году за него проголосовало лишь 62,4 % избирателей, при этом было достаточно много критики о подтасовке результатов, поскольку ни один опрос общественного мнения до проведения выборов не давал свыше 54 % поддержки;
  • массовый выезд мигрантов из России также оставил свой отпечаток на уровне политической стабильности в стране; примером может служить ситуация 2014 года, когда для мигрантов были введены довольно дорогие относительно их зарплат патенты на работу, и когда доллар подорожал в полтора раза. В результате этих событий работать в России им стало просто невыгодно, за все это время только из Москвы уехали сотни тысяч трудовых мигрантов из Средней Азии;
  • взаимные санкции; в результате введения санкций был запрещен ввоз многих европейских продуктов питания – итальянский сыр, испанский хамон, польские яблоки и др. Этот запрет оказал свое влияние внутри страны и на стабильность в том числе, так как налаживание собственного производства различных видов продукции поспособствовало стабильному и устойчивому развитию многих сфер деятельности страны: экономики, политики и т. д.

С уверенностью можно сказать, что за последние один-два года облик страны изменился до неузнаваемости. Уровень политической стабильности в стране сыграл в этом не последнюю роль. С точки зрения большинства россиян, которые поддерживают текущий политический курс, Россия стала более сплоченной страной, независимой и перспективной, и это мнение имеет право на жизнь.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время политическая стабильность России и устойчивое развитие страны в целом не находятся в упадке под влиянием уже существующих ограничений. Безусловно, негативные последствия есть, но с нынешним политическим курсом дальнейшее ухудшение маловероятно. Как правило, основной результат большинства введенных санкций – это частичная либо полная изоляция страны, против которой они были введены. Но Россия слишком велика и сильна, для того, чтобы изолировать ее полностью, а частичная изоляция может привести лишь к непреднамеренным последствиям, которые противоречат целям Европы и США при введении санкций.

За время введения санкций обстановка в стране значительно изменилась. Внутренняя политика России с тех пор полностью поменяла формат и приобрела иной характер, а политическая стабильность в стране поддерживает эти направления. На сегодняшний день у большинства россиян даже сложилось впечатление о том, что в принципе никаких ограничений страна не ощущает. Это мнение подтверждается данными опроса ВЦИОМ [4], согласно которому 81 % людей не замечают негативных последствий от санкций. Все это говорит о том, что руководство страны грамотно выстраивает внутреннюю политику, поддерживает достаточно высокий уровень политической стабильности в стране, а также умело выполняет все социальные обязательства перед населением, даже при наличии некоторых ограничений, в результате чего динамично развиваются все отрасли деятельности в стране.

Влияние санкций на политическую стабильность в России сегодня, можно сказать, стимулирует активное и устойчивое развитие всех сфер жизни общества в стране. Поддержание достаточно высокого уровня политической стабильности является неким плацдармом для успешного функционирования страны под воздействием введенных санкций, в частности, сменился политический курс, произошло оздоровление экономики и существенно изменилось общественное мнение. Население стало больше доверять руководству страны, считая, что Россия может справиться с любыми проблемами, уготовленными  для нее ограничительным санкциями со стороны США и Запада.

Список литературы

  1. Семченков А. С., Албаков М. М., Андреев А. В. Обеспечение политической стабильности России: современные проблемы и пути их решения : монография. М. : МАКС Пресс Москва, 2013. 268 с.
  2. Коровай Е. А. Политическая стабильность и национальная безопасность // Вестник ЗабГУ. 2007. № 3. С. 79-85.
  3. Центральная база статистических данных (ЦБСД) [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru (дата обращения: 6.06.2017).
  4. Политические исследования ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru (дата обращения: 10.06.2017).

 

Материал поступил в редакцию 16.08.2017
© Шипоша М. А., 2017