Разработка контента обучающего курса по теме «Математические методы в «Интернет вещей»
Авторы: Якупов Руслан Рустамович
.Рубрика: Технические науки
Страницы: 39-41
Объём: 0,15
Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (13), август 2017
Библиографическое описание: Якупов Р. Р. Разработка контента обучающего курса по теме «Математические методы в «Интернет вещей» // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 39-41.
Аннотация: Дано определение «Интернет Вещей», которое также представлено в виде формулы. Приведены основные «умные» приложения, реализованные во всевозможных сферах жизнедеятельности человека. Рассмотрены математические методы, используемые в «Интернет Вещей», которые применяются для обработки структурированных и неструктурированных данных. Предлагается структура и состав учебного контента обучающей системы Learning Space по данной теме.
Появление в последнее время большой номенклатуры устройств («умных» вещей), оснащенных не только микропроцессорами, но и целыми наборами датчиков (сенсоров), позволяющих определять, как параметры их собственного состояния, так и параметры окружающей среды и передавать эти данные по сети, породило создание нового направления – «Internet of Things» (Интернет Вещей) или сокращенно IoT.
Суть идеи Интернета Вещей состоит в том, что большинство предметов в нашем окружении (бытовые приборы, утварь, одежда, промышленное оборудование, автомобили и др.) являются «умными» вещами, и при организации связи с этими устройствами можно не только находить эти объекты, их параметры размещения в пространстве и времени, но и управлять ими, а также использовать получаемую от них информацию для построения «умных» услуг и приложений [1]. Таким образом, Интернет Вещей можно символически представить в виде:
IoT = {Сенсоры, Данные, Сети, Услуги}.
По прогнозам, к 2020 году таких подключенных к Интернету устройств будет примерно 50 млрд, при населении в 7,6 млрд человек. То есть примерно, 6,58 устройств на душу населения.
На основе Интернета Вещей, уже сейчас начинают реализовать различные «умные» приложения во всевозможных сферах жизнедеятельности человека:
- «Умная планета» – своевременное реагирование на экологические проблемы и рациональное распоряжение невозобновляемыми ресурсами;
- «Умный город» – городская инфраструктура и муниципальные услуги (образование, здравоохранение, ЖКХ, общественная безопасность) станут лучше взаимосвязаны и более эффективны [2];
- «Умный дом» – позволит распознавать различные ситуации, происходящие в доме, и реагировать на них соответствующим образом, что повысит безопасность и комфорт жильцов, а также будет способствовать сбережению ресурсов;
- «Умная энергетика» – обеспечение надежной и качественной передачи электричества от источника к потребителю в нужное время и в необходимом количестве;
- «Умный транспорт» – увеличение скорости перемещения пассажиров, повышение их безопасности;
- «Умная медицина» – возможность для врачей и пациентов получить удаленный доступ к дорогостоящему медицинскому оборудованию, к электронной истории болезни, реализация системы удаленного мониторинга здоровья, автоматизированная выдача препаратов больным и многое другое.
Источниками данных для этих приложений являются датчики, робототехника, люди. Поэтому при разработке таких приложений необходимо использовать:
- технологии хранения данных;
- технологии обработки данных;
- методы анализа данных;
- моделирование;
- визуализацию;
- методы принятия решений;
- технологии защиты данных.
Хранение структурированных данных, подготовка запросов и извлечение выборок осуществляется с помощью реляционных и NoSQL баз данных, а их обработка с помощью статистических методов:
- параметрические и непараметрические процедуры;
- дисперсионный анализ;
- регрессионный анализ;
- кластерный анализ;
- дискриминантный анализ;
- факторный анализ;
- многомерное шкалирование;
- анализ временных рядов.
Обработка неструктурированных, распределенных, непрерывно прирастающих данных больших объёмов производится с использованием таких методов как:
- краудсорсинг;
- смешение и интеграция данных;
- прогнозная аналитика;
- имитационное моделирование;
- пространственный анализ;
- распознавание образов;
- визуализация аналитических данных;
- технологии работы с данными в распределенных файловых системах.
Для интеллектуального анализа данных, обнаружения ранее неизвестных и практически полезных знаний, необходимых для принятия решений применяются:
- ассоциация;
- последовательность;
- классификация;
- кластеризация;
- прогнозирование;
- искусственные нейронные сети;
- генетические алгоритмы;
- деревья решений;
- эволюционное программирование;
- ассоциативная память;
- нечёткая логика.
На основании вышесказанного, контент обучающей системы должен содержать учебный материал по изучению перечисленных методов и лабораторные работы для получения практических навыков их использования.
Обучающий контент реализован в среде обучающей системы Learning Space. В целях обеспечения мобильности [3] сама обучающая система установлена на виртуальной машине.
Список литературы
- Кучерявый А. Е. Интернет Вещей // Электросвязь. 2013. № 1. С. 21-24.
- Самсонов М. Ю. Интернет вещей в умном городе // ИнформКурьер-Связь. 2013. № 10. С. 58-61.
- Сотников С. В., Урахчинский И. Н. Применение технологий виртуализации для построения операционной и сетевой среды обучающих систем // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2012. V. 15. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 26.07.2017).
Материал поступил в редакцию 07.08.2017
© Якупов Р. Р., 2017