Антитеза традиционной и современной культур

Наука без границ - Антитеза традиционной и современной культур

Авторы: Тиникашвили Инга Автондиловна, Пилиева Дина Эдуардовна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 39-42

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (25), август 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Тиникашвили И. А., Пилиева Д. Э. Антитеза традиционной и современной культур // Наука без границ. 2018. № 8 (25). С. 39-42.

Аннотация: Рассмотрены вопросы формированием новой формы цивилизации – современной, противопоставление ее традиционному обществу и его культуре, а также характеристики культур соответствующих типов обществ.

Современный исторический период развития человеческого сообщества весьма динамичен и характеризуется необратимым, всеохватывающим процессом глобализации и формированием абсолютно нового типа цивилизации несопоставимого ни с каким-либо иным – современного. Этот современной тип, охватывающий все континенты, процессы и основы бытия пытается подавить традиционный тип с его специфичной консервативной культурой, оттесняя ее на задний план. И чтобы ее не потерять окончательно, мы сегодня нивелируем традиционную культуру теряющую уникальность, самобытность и культурно-историческую преемственность поколений. Изучение и осмысление ее особенностей всегда притягивало внимание, ведь посредством этих знаний можно сформировать представление о жизни людей не только других государств как таковых, но и особенностей их культур. Однако сегодня в отношении традиционной культуры несколько сменились векторы, ученые стали изучать ее как некий пропадающий вид. Это напрямую связано с таким необратимым явлением как глобализация, которая унифицирует традиционность во всех ее проявлениях и направлениях.

На сегодняшний день мы с уверенностью можем говорить о том, что существует антитеза основополагающих типов цивилизации: традиционного и современного, хотя в рамках каждого из них фигурирует большое число смешанных и переходных форм. К основным отличиям этих цивилизаций можно отнести такие аспекты как: уникальное мировоззрение и система ценностей; понимание прогресса и историческое развитие; экономика и личность, семейственность и консервативность; ментальность и культура в целом. Антропологическое осмысление этих цивилизаций непременно включает в себя явное или неявное противоположение, сопоставление традиционного и современного типов обществ. Традиционный тип общества и его культура имманентны, координация всех процессов осуществляется на основе внутренних обычаев, традиций, нравственных норм. Функционирование же современного общества и его развитие обеспечивается кодифицированным правом, которое унифицировано и однозначно.

В традиционном типе изменения незаметны в периоде одного поколения – прошлое старших оказывается будущим их последующих поколений. Источник знаний и умений – родительское и прародительское поколение с неисчерпаемым многовековым историческим опытом, что служит связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим развитием. Авторитет старшего поколения категоричен и непререкаем, что дает возможность латентно и быстро решать многие вопросы и конфликты. Здесь господствуют не меняемые и передаваемые из поколения в поколение обычаи и традиции, коллективизм, поэтому человек не чувствует отторжения от общества и органично функционирует с природой. Социум ориентирован на сохранение самобытности, статичного анонимного культурного своеобразия. Традиционное общество можно представить как систему сообществ, вертикально и горизонтально связанных друг с другом, объединенных в одно целое [1, С. 57].

Современные жизненные реалии формируют абсолютно инновационный тип культуры, характеризующийся быстрыми трансформациями сознания и самой культуры, происходящими вследствие беспрерывного переосмысления всего и вся в процессе модернизации и глобализации. Источник знаний, умений, культурных навыков – институализированная система воспитания и обучения, которая весьма обезличена и дистанцирована. Типичная семья – нуклеарная, где третье поколение отсутствует, а авторитет старшего поколения не столь значим, как в традиционной семье, а то и вовсе отсутствует, так как каждое новое поколение лучше знает, что им надо и как этого достичь, поэтому поучительные примеры старших устарели, не актуальны, а иногда даже и смешны. К огромному сожалению, характерной чертой является конфликт поколений, одна из причин которого – непрерывно меняющийся культурный вектор, обусловливающий новые параметры жизненного пути каждого нового поколения, привнося свои идеи и взгляды на жизнь, подвергаясь ретроспективной критике со стороны старшего поколения [2, С. 192-193]. В совокупности это приводит к снижению значимости как опытного старшего поколения, так и самих нравственных ценностей, что вызывает беспокойство и провоцирует ценностно-ориентационный кризис [3, С. 82], который все более отчетливо проявляется в современном социуме. Именно это, зачастую, и проявляется в тяге к синкретизму. Под синкретизмом в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в частности в результате страха перед отпадением от целого [4, С. 124].

Современное общество унифицированно-индустриально, универсально одинаково. Но в то же время ему присуща неоднозначность, противоречивость, разнонаправленность. Оно трансцендентно. Существует преимущественно в урбанистической действительности, находясь в дисгармонии с природой, провоцируя глобальное нарушение экобаланса. Специфической чертой современной культуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения. Коммуникация, опираясь на стремительное развитие информационных технологий, зачастую строится на примитивной виртуальности, подменяющей живое общение с его эмоционально-чувственными установкам. Это стало возможным в результате стремительного развития информационных технологий, когда произошел качественный рывок в процессе становления и функционирования всемирной Сети, выступающей транзитивным полем коммуникации [5, С. 40]. Наша жизнь сегодня не мыслима без Интернета. Он везде – это и рабочие будни, и время провождения. Однако мы привыкли обращаться к сети Интернет не только для получения справочной информации, но и для знакомства с традиционной культурой, и даже для самостоятельного создания произведений современного искусства [6, С. 1058]. Влияние Интернета и информационных технологий сегодня огромно и не однозначно. И это не только воздействие на досуг человека [7, С. 317], это и его стиль и форма общения, культура и развитие, которые во многом зависят от транслируемой информации и не всегда бывает адекватно воспринятой.

Таким образом, традиционная и современная культуры – два разнополярных полюса в широком спектре межкультурных исследований. Современные глобализационные процессы ведут человечество к унификации культур. Но это довольно длительный процесс, к тому же неоднозначный, ведь неизвестно к чему приведет ситуация, когда старое уже «отмирает», а новое еще не совсем «родилось» и сформировалось. Зачастую это приводит к тому, что национально-культурная самобытность, пытаясь закрыться от глобализации, трансформируется в так называемое «островное сознание», пытаясь изолироваться в своих границах от внешнего мира и чужой культуры, что способствует формированию неприятия и даже враждебности к чуждому иному и инновационному. Хотя в век глобализации, в век развития науки и наукоемких технологий, производства открытость, однозначно, лучше самоизоляции, хотя и убивает традиционную культуру.

Список литературы

  1. Капишин А. Е. Инициация в традиционных культурах как социальная практика // Теория и практика общественного развития. 2016. № 12. С. 57-62.
  2. Пилиева Д. Э. Ценностные ориентиры современной молодежи // Труды СКГМИ (ГТУ). 2010. № 17. С. 191-194.
  3. Пилиева Д. Э. Ценностные ориентации молодежи: тенденции формирования в условиях современного общества // Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной памяти проф. Бадальяна С. А. и проф. Каирова В. М. 2010. С. 80-83.
  4. Иванов С. Г. Влияние глобальных факторов на экономическую политику постсоветских стран (на примере Кыргызской Республики): дис. … д-ра пол. наук. Бишкек, 2010. 375 с.
  5. Пилиева Д. Э., Чакалова В. Ш. Влияние Интернета на досуг человека (социологический анализ) // В сб: Наука plus. Владикавказ. 2013. Вып. 2. С. 35-40.
  6. Алексеева Е. А., Алексеев А. В. Интернет: аспекты влияния на традиционную и современную культуру // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 1058-1059.
  7. Пилиева Д. Э. Использование информационных технологий в туристической деятельности (на примере Республики Северная Осетия-Алания) // сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича. 2017. Т. 10. № 2. 676 с.

 

Материал поступил в редакцию 15.08.2018
© Тиникашвили И. А., Пилиева Д. Э., 2018