Внешнеторговая деятельность регионов Кыргызстана в условиях глобализации

Наука без границ - Внешнеторговая деятельность регионов Кыргызстана в условиях глобализации

Авторы: Бердибаева Какен, Бигалиева Асмат

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-9

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (25), август 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Бердибаева К., Бигалиева А. Внешнеторговая деятельность регионов Кыргызстана в условиях глобализации // Наука без границ. 2018. № 8 (25). С. 5-9.

Аннотация: Статья содержит анализ внешнеторговой деятельности регионов Кыргызстана в условиях глобализации, а именно: анализ экспорта и импорта по регионам КР. Рассматриваются причины снижения экспорта и роста импорта по регионам КР, а также даны рекомендации по развитию экспорта и импортозамещению.

В Кыргызской Республике 2017 год объявлен Годом развития регионов. В связи с чем в 2018 году закладываются организационные и экономические основы для системных изменений в развитии регионов. Предстоящие системные изменения, несомненно, должны коснуться и международных связей регионов. Тем более опыт стран показывает, что осуществление международных связей регионов в ХХI веке свидетельствует о повышении их роли во всех сферах экономики и в международных отношениях [2]. В этом направлении важную роль призвана сыграть внешняя торговля, и в первую очередь, ее наиболее значимая составляющая – экспорт.

Таблица 1

Экспорт по регионам Кыргызстана в 2012-2017 гг., (млн. долларов США)

Регионы

2012

2013

Темпы роста и снижения (-),%

2014

Темпы ростаи снижения (-),%

2015

Темпы роста и снижения (-),%

2016

Темпы ростаи снижения (-),%

2017

Темпы ростаи снижения (-),%

Баткенская область

34,7

41,3

19,0

15,9

-61,5

8,1

-49,1

8,5

4,9

11,9

40,0

Джалал-Абадская область

137,7

88,2

-35,9

106,2

20,4

80,2

-24,5

123,2

53,5

157,5

27,9

Иссык-Кульская область

12,6

15,1

19,8

26,9

78,1

26,3

-2,2

14,0

-46,8

25,3

80,7

Нарынская область

0,4

0,4

0,0

0,7

75,0

2,8

300,0

24,4

-7,1

1,4

-46,2

Ошская область

41,3

19,3

-53,3

23,9

23,8

28,5

19,2

25,1

-11,9

24,8

-1,2

Таласская область

33,2

56

68,7

46,2

-17,5

35,6

-22,9

48,4

36,0

40,3

-16,7

Чуйская область

125,4

136

8,5

159,6

17,4

120

-24,8

102,6

-14,5

139,6

36,1

г. Бишкек

1163,1

1284

10,4

1160,9

-9,6

963,5

-17,0

968

5,9

1106,4

8,5

г. Ош

32,5

40,7

25,2

42,9

5,4

21,5

-49,9

23,6

13,5

42,3

73,4

Источник: Составлено авторами по данным Нацстаткома КР

Одним из сценариев развития регионов может быть специализация, когда каждый регион будет развивать приоритетный сектор. К примеру, Иссык-Кульская область развивает сектор туризма. Практика развития стран показывает, что развитие данного сектора в регионе может оказать влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость региона [1].

Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС предоставляет дополнительные возможности для регионов в экспорте своей продукции. Однако в силу объективных и субъективных причин не все регионы пока воспользовались этой возможностью, но практически все регионы выходят на рынок ЕАЭС.

Одной из причин является ограниченность финансовых ресурсов. Потребность в кредитах и низкая доля кредитного портфеля банковской системы, направленная на экспортные операции показывают, что в части доступа к финансам для экспортных операций существуют ряд проблем.

К этим проблемам относятся высокие требования по залоговому обеспечению, процентные ставки, ограниченные финансовые инструменты банков.

По нашему мнению, вовлечение регионального хозяйства в экспортную деятельность позволяет решать следующие проблемы:

  • возможность повышения эффективности использования природных ресурсов и преимуществ территориального разделения труда;
  • уменьшение уровня безработицы и совершенствование механизмов функционирования рынка труда;
  • повышение конкурентоспособности хозяйствующих объектов и качества их продукции, совершенствование технического уровня производств;
  • увеличение притока инвестиций отечественного и иностранного происхождения;
  • приток валютных ресурсов и улучшение платежного баланса;
  • улучшение в целом экономической структуры региона и появление возможности экономического роста.

Реализация отмеченных целей экспортной деятельности позволит повысить уровень и качество жизни населения, будет способствовать созданию соответствующей современным требованиям инфраструктуры хозяйства и повышению общей привлекательности региона.

Вместе с тем, условия развития экспортной деятельности регионов характеризуются рядом факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное функционирование регионального внешнеэкономического комплекса и экспортного потенциала. Среди таких факторов, по нашему мнению, можно назвать следующие:

  • стихийный характер формирования внешнеэкономических связей регионов в условиях переходного периода;
  • недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой степенью переработки предприятий, зарегистрированных в регионах;
  • ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов и высокая степень износа производственных фондов экспорториентированных предприятий;
  • усиление протекционистских мер в ряде зарубежных государств, затрудняющих деятельность экспорториентированных предприятий на перспективных мировых рынках.

Анализируя ситуацию в этой сфере, предлагаются четыре главных направления содействия экспортерам на уровне региона:

1) экспортный маркетинг;
2) финансовая поддержка;
3) образовательные программы и информационное обеспечение;
4) стимулирование совместного предпринимательства.

Импорт оказывает существенное влияние на внутреннее потребление и производство во всех регионах Кыргызстана. Статистика импорта и темпов роста по регионам представлена в таблице.

Таблица 2

Импорт по регионам Кыргызстана в 2012-2016 гг. (млн. долларов США)

Регионы

2012

2013

Темпы роста или снижения (-),%

2014

Темпы роста илиснижения(-), %

2015

Темпы роста илиснижения(-), %

2016

Темпы роста илиснижения (-), %

Баткенская область

31,7

41,3

30,3

21,6

-47,7

17,6

-18,5

12,6

-28,4

Джалал-Абадская область

114,3

80,6

-29,5

92,2

14,4

132,8

44,0

62,1

-53,2

Иссык-Кульская область

410,4

360,1

-12,3

306,0

-15,0

195,3

-36,2

178,0

-8,9

Нарынская область

6,5

6,8

4,6

12,0

76,5

16,5

37,5

10,3

-37,6

Ошская область

175,4

189,5

8,0

186,8

-1,4

117,8

-36,9

136,8

16,1

Таласская область

3,3

2,4

-27,3

4,0

66,7

26,8

570,0

22,9

-14,6

Чуйская область

447,3

468,3

4,7

462,1

-1,3

410,3

-11,2

442,6

7,9

г. Бишкек

3 190,8

3 478,1

9,0

3 241,5

-6,8

2 583,8

-20,3

2 649,4

2,5

г. Ош

266,2

253,1

-4,9

234,2

-7,5

145,2

-38,0

140,0

-3,6

Источник: Составлено автором по данным Нацстаткома КР

Представленные в табл. 2 данные отражают значительную неравномерность импорта по регионам республики и разность темпов роста импорта. В стоимостном выражении самый высокий показатель приходился на г. Бишкек и Чуйскую область на протяжении всего периода.

Однако тенденции 2016-2017 годов показывают ситуацию с ростом импорта в целом по государству.

В этой связи импортозамещающее производство должно способствовать экономической безопасности Кыргызстана и его дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.

Таким образом, мы пришли к проблеме импортозамещения. Какие возможны пути выхода от импортозависимого положения регионов республики?

Возможны различные направления по стимулированию импортозамещения. Одно из них – развитие самостоятельной экспорто-ориентированной на географически близкие страны политики, учитывающей определенную периферийность по отношению к другим странам и смягчающей в перспективе опасность закрепления за регионами республики функций сырьевого придатка, использованию транспортных коридоров для транзитных грузов, разумных и только взаимовыгодных отношений с Китаем и других приграничных государств.

Это и широкий спектр комплексных вопросов: организации рабочих мест; налаживание технологической политики в регионах, базирующейся на конкурентном преимуществе регионов; продолжение создания телекомуникационной инфраструктуры регионов, которая позволяет работать в любом удаленном от работодателей и потребителей селе, не чувствуя себя оторванным от современной цивилизации; особая кредитная политика, поощряющая реальное производство, использующее все выгоды местного производства; и особая стимулирующая налоговая политика.

Выделение средств для поддержки импортозамещения может происходит в форме субсидирования и софинансирования производства, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках. В рамках программы следует поддержать – финансировать только отобранные в результате конкурса проекты в определенных секторах экономики:

  • сельском хозяйстве;
  • обрабатывающей промышленности;
  • энергетике;
  • машиностроении; транспорте;
  • связи и телекоммуникации;
  • жилищном строительстве.

Однако, реализация импортозамещения в Кыргызстане может осуществиться в случае, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Несмотря на все сложности, развитие импортозамещающего производства в регионах – одно из особых направлений государственной политики, это база для улучшения экономической ситуации в стране в целом, предоставляющая возможности для регионов в самообеспечении своих потребностей и активизации экспорта своей продукции.

Список литературы

  1. Morozov M. A., Morozova N. S., Belyanskiy V., Belyanskaya O., Yudina T. A. Tourism development of Russian territories: competitiveness, effectiveness and sustainability // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. vol. 8. no. 4 (20). pp. 875-881.2.
  2. Плотникова О. В. Международные отношения государств и международные связи регионов государств: общее и особенное по специальности «Государство и право. Юридические науки» // Власть. Москва. 2014. № 6.
  3. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек. 2016.
  4. Министерство экономики Кыргызской республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mineconom.kg.
  5. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
  6. Национальный статистический комитет Кыргызской республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:///www.stat.kg.

 

Материал поступил в редакцию 24.08.2018
© Бердибаева К., Бигалиева А., 2018