Внешнеторговая деятельность регионов Кыргызстана в условиях глобализации
Авторы: Бердибаева Какен, Бигалиева Асмат
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 5-9
Объём: 0,29
Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (25), август 2018
Библиографическое описание: Бердибаева К., Бигалиева А. Внешнеторговая деятельность регионов Кыргызстана в условиях глобализации // Наука без границ. 2018. № 8 (25). С. 5-9.
Аннотация: Статья содержит анализ внешнеторговой деятельности регионов Кыргызстана в условиях глобализации, а именно: анализ экспорта и импорта по регионам КР. Рассматриваются причины снижения экспорта и роста импорта по регионам КР, а также даны рекомендации по развитию экспорта и импортозамещению.
В Кыргызской Республике 2017 год объявлен Годом развития регионов. В связи с чем в 2018 году закладываются организационные и экономические основы для системных изменений в развитии регионов. Предстоящие системные изменения, несомненно, должны коснуться и международных связей регионов. Тем более опыт стран показывает, что осуществление международных связей регионов в ХХI веке свидетельствует о повышении их роли во всех сферах экономики и в международных отношениях [2]. В этом направлении важную роль призвана сыграть внешняя торговля, и в первую очередь, ее наиболее значимая составляющая – экспорт.
Таблица 1
Экспорт по регионам Кыргызстана в 2012-2017 гг., (млн. долларов США)
Регионы |
2012 |
2013 |
Темпы роста и снижения (-),% |
2014 |
Темпы ростаи снижения (-),% |
2015 |
Темпы роста и снижения (-),% |
2016 |
Темпы ростаи снижения (-),% |
2017 |
Темпы ростаи снижения (-),% |
|
Баткенская область |
34,7 |
41,3 |
19,0 |
15,9 |
-61,5 |
8,1 |
-49,1 |
8,5 |
4,9 |
11,9 |
40,0 |
|
Джалал-Абадская область |
137,7 |
88,2 |
-35,9 |
106,2 |
20,4 |
80,2 |
-24,5 |
123,2 |
53,5 |
157,5 |
27,9 |
|
Иссык-Кульская область |
12,6 |
15,1 |
19,8 |
26,9 |
78,1 |
26,3 |
-2,2 |
14,0 |
-46,8 |
25,3 |
80,7 |
|
Нарынская область |
0,4 |
0,4 |
0,0 |
0,7 |
75,0 |
2,8 |
300,0 |
24,4 |
-7,1 |
1,4 |
-46,2 |
|
Ошская область |
41,3 |
19,3 |
-53,3 |
23,9 |
23,8 |
28,5 |
19,2 |
25,1 |
-11,9 |
24,8 |
-1,2 |
|
Таласская область |
33,2 |
56 |
68,7 |
46,2 |
-17,5 |
35,6 |
-22,9 |
48,4 |
36,0 |
40,3 |
-16,7 |
|
Чуйская область |
125,4 |
136 |
8,5 |
159,6 |
17,4 |
120 |
-24,8 |
102,6 |
-14,5 |
139,6 |
36,1 |
|
г. Бишкек |
1163,1 |
1284 |
10,4 |
1160,9 |
-9,6 |
963,5 |
-17,0 |
968 |
5,9 |
1106,4 |
8,5 |
|
г. Ош |
32,5 |
40,7 |
25,2 |
42,9 |
5,4 |
21,5 |
-49,9 |
23,6 |
13,5 |
42,3 |
73,4 |
Источник: Составлено авторами по данным Нацстаткома КР
Одним из сценариев развития регионов может быть специализация, когда каждый регион будет развивать приоритетный сектор. К примеру, Иссык-Кульская область развивает сектор туризма. Практика развития стран показывает, что развитие данного сектора в регионе может оказать влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость региона [1].
Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС предоставляет дополнительные возможности для регионов в экспорте своей продукции. Однако в силу объективных и субъективных причин не все регионы пока воспользовались этой возможностью, но практически все регионы выходят на рынок ЕАЭС.
Одной из причин является ограниченность финансовых ресурсов. Потребность в кредитах и низкая доля кредитного портфеля банковской системы, направленная на экспортные операции показывают, что в части доступа к финансам для экспортных операций существуют ряд проблем.
К этим проблемам относятся высокие требования по залоговому обеспечению, процентные ставки, ограниченные финансовые инструменты банков.
По нашему мнению, вовлечение регионального хозяйства в экспортную деятельность позволяет решать следующие проблемы:
- возможность повышения эффективности использования природных ресурсов и преимуществ территориального разделения труда;
- уменьшение уровня безработицы и совершенствование механизмов функционирования рынка труда;
- повышение конкурентоспособности хозяйствующих объектов и качества их продукции, совершенствование технического уровня производств;
- увеличение притока инвестиций отечественного и иностранного происхождения;
- приток валютных ресурсов и улучшение платежного баланса;
- улучшение в целом экономической структуры региона и появление возможности экономического роста.
Реализация отмеченных целей экспортной деятельности позволит повысить уровень и качество жизни населения, будет способствовать созданию соответствующей современным требованиям инфраструктуры хозяйства и повышению общей привлекательности региона.
Вместе с тем, условия развития экспортной деятельности регионов характеризуются рядом факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное функционирование регионального внешнеэкономического комплекса и экспортного потенциала. Среди таких факторов, по нашему мнению, можно назвать следующие:
- стихийный характер формирования внешнеэкономических связей регионов в условиях переходного периода;
- недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой степенью переработки предприятий, зарегистрированных в регионах;
- ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов и высокая степень износа производственных фондов экспорториентированных предприятий;
- усиление протекционистских мер в ряде зарубежных государств, затрудняющих деятельность экспорториентированных предприятий на перспективных мировых рынках.
Анализируя ситуацию в этой сфере, предлагаются четыре главных направления содействия экспортерам на уровне региона:
1) экспортный маркетинг;
2) финансовая поддержка;
3) образовательные программы и информационное обеспечение;
4) стимулирование совместного предпринимательства.
Импорт оказывает существенное влияние на внутреннее потребление и производство во всех регионах Кыргызстана. Статистика импорта и темпов роста по регионам представлена в таблице.
Таблица 2
Импорт по регионам Кыргызстана в 2012-2016 гг. (млн. долларов США)
Регионы |
2012 |
2013 |
Темпы роста или снижения (-),% |
2014 |
Темпы роста илиснижения(-), % |
2015 |
Темпы роста илиснижения(-), % |
2016 |
Темпы роста илиснижения (-), % |
|
Баткенская область |
31,7 |
41,3 |
30,3 |
21,6 |
-47,7 |
17,6 |
-18,5 |
12,6 |
-28,4 |
|
Джалал-Абадская область |
114,3 |
80,6 |
-29,5 |
92,2 |
14,4 |
132,8 |
44,0 |
62,1 |
-53,2 |
|
Иссык-Кульская область |
410,4 |
360,1 |
-12,3 |
306,0 |
-15,0 |
195,3 |
-36,2 |
178,0 |
-8,9 |
|
Нарынская область |
6,5 |
6,8 |
4,6 |
12,0 |
76,5 |
16,5 |
37,5 |
10,3 |
-37,6 |
|
Ошская область |
175,4 |
189,5 |
8,0 |
186,8 |
-1,4 |
117,8 |
-36,9 |
136,8 |
16,1 |
|
Таласская область |
3,3 |
2,4 |
-27,3 |
4,0 |
66,7 |
26,8 |
570,0 |
22,9 |
-14,6 |
|
Чуйская область |
447,3 |
468,3 |
4,7 |
462,1 |
-1,3 |
410,3 |
-11,2 |
442,6 |
7,9 |
|
г. Бишкек |
3 190,8 |
3 478,1 |
9,0 |
3 241,5 |
-6,8 |
2 583,8 |
-20,3 |
2 649,4 |
2,5 |
|
г. Ош |
266,2 |
253,1 |
-4,9 |
234,2 |
-7,5 |
145,2 |
-38,0 |
140,0 |
-3,6 |
Источник: Составлено автором по данным Нацстаткома КР
Представленные в табл. 2 данные отражают значительную неравномерность импорта по регионам республики и разность темпов роста импорта. В стоимостном выражении самый высокий показатель приходился на г. Бишкек и Чуйскую область на протяжении всего периода.
Однако тенденции 2016-2017 годов показывают ситуацию с ростом импорта в целом по государству.
В этой связи импортозамещающее производство должно способствовать экономической безопасности Кыргызстана и его дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.
Таким образом, мы пришли к проблеме импортозамещения. Какие возможны пути выхода от импортозависимого положения регионов республики?
Возможны различные направления по стимулированию импортозамещения. Одно из них – развитие самостоятельной экспорто-ориентированной на географически близкие страны политики, учитывающей определенную периферийность по отношению к другим странам и смягчающей в перспективе опасность закрепления за регионами республики функций сырьевого придатка, использованию транспортных коридоров для транзитных грузов, разумных и только взаимовыгодных отношений с Китаем и других приграничных государств.
Это и широкий спектр комплексных вопросов: организации рабочих мест; налаживание технологической политики в регионах, базирующейся на конкурентном преимуществе регионов; продолжение создания телекомуникационной инфраструктуры регионов, которая позволяет работать в любом удаленном от работодателей и потребителей селе, не чувствуя себя оторванным от современной цивилизации; особая кредитная политика, поощряющая реальное производство, использующее все выгоды местного производства; и особая стимулирующая налоговая политика.
Выделение средств для поддержки импортозамещения может происходит в форме субсидирования и софинансирования производства, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках. В рамках программы следует поддержать – финансировать только отобранные в результате конкурса проекты в определенных секторах экономики:
- сельском хозяйстве;
- обрабатывающей промышленности;
- энергетике;
- машиностроении; транспорте;
- связи и телекоммуникации;
- жилищном строительстве.
Однако, реализация импортозамещения в Кыргызстане может осуществиться в случае, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Несмотря на все сложности, развитие импортозамещающего производства в регионах – одно из особых направлений государственной политики, это база для улучшения экономической ситуации в стране в целом, предоставляющая возможности для регионов в самообеспечении своих потребностей и активизации экспорта своей продукции.
Список литературы
- Morozov M. A., Morozova N. S., Belyanskiy V., Belyanskaya O., Yudina T. A. Tourism development of Russian territories: competitiveness, effectiveness and sustainability // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. vol. 8. no. 4 (20). pp. 875-881.2.
- Плотникова О. В. Международные отношения государств и международные связи регионов государств: общее и особенное по специальности «Государство и право. Юридические науки» // Власть. Москва. 2014. № 6.
- Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек. 2016.
- Министерство экономики Кыргызской республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mineconom.kg.
- Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
- Национальный статистический комитет Кыргызской республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:///www.stat.kg.
Материал поступил в редакцию 24.08.2018
© Бердибаева К., Бигалиева А., 2018