Анализ состояния материально-технической базы и технического сервиса в аграрной сфере

Авторы: Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 5-9

Объём: 0,32

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Анализ состояния материально-технической базы и технического сервиса в аграрной сфере // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 5-9.

Аннотация: В статье рассмотрено состояние материально-технической базы и технического сервиса. АПК В качестве одного из перспективных направлений развития технического сервиса можно определить создание и обслуживание рынка подержанной техники.

При учете базы предприятия требуется обращать внимание не только на материальные ресурсы, но и на техническое оснащение. Во внимание принимаются также возраст оборудования, приспособленность строений к условиям производства, наличие финансирования на своевременное обновление парка оборудования [1].

Один из компонентов базы предприятия  обеспечить – это производственно-техническая база, включающая в себя все основные инструменты, требующиеся для процесса непрерывного производства и бесперебойной работы организации. По сути, она являет собой совокупность оборудования, аграрного транспортных средств, площадей и иных вещественных ресурсов, которые требуются для процесса производства. Материальные ресурсы в нее не входят.

Материально-техническая база постоянно находится в процессе развития: вводятся технологические решения, закупается новое оборудование. На состояние базы влияет множество факторов: предполагаемый срок службы оборудования, уровень автоматизации производства,  вводятся планы реконструкции и модернизации, финансирование технологических фондов.

Формирование материально-технической базы подвержено действию некоторых факторов: 

• особенности отрасли; 
• размеры производства; 
• тип выпускаемого  множество товара или услуги;
• методики  организации производственного процесса;
• уровень кооперирования;
• специализация, как средств  производства, так и сотрудников.

Для оценки базы предприятия используют комплексный подход, который позволяет оценить все тактико-экономические показатели. В первую очередь отслеживают уровень технического оснащения, возраст оборудования, затем организацию процессов производства, эффективность управления денежными фондами и распределение материальных благ по отраслям. Чтобы оценить работу организации, используют такие показатели, как коэффициент технического оснащения,  автоматизации, уровень соответствия требованиям  эксплуатации. Чтобы определить, насколько эффективно используется материально-техническая база, рассчитывают выпуск товара на 1 руб. стоимости фондов. Этот показатель называется фондоотдача.

К материально-технической базе также относится продукция предприятия. Ее оценивают по следующим показателям: скорость производства, качество, надежность, соответствие стандартам. 

После анализа материально-технической базы составляют документ, отражающий состояние производства – паспорт  предприятия. Он позволяет отследить, на что расходуются производственные мощности, а также составить  план работы предприятия на будущие отчетные периоды. 

Проводимые в последние годы не всегда обоснованные мероприятия по изменению структуры аграрного сектора экономики путем ликвидации различных ее звеньев не дали предполагаемых положительных результатов и не привели к оживлению экономики АПК. Наоборот, темпы его повышения эффективности производства и энерговооруженности труда замедлялись, в связи с чем производство продукции сельского хозяйства не обеспечивалось в необходимых размерах.

Одной из причин такого положения явилось существенное ослабление инженерно-технического обеспечения АПК в результате распада существующей ранее системы технического сервиса, прекращения использования достижений научно-технического прогресса.

Это привело к резкому ослаблению технического потенциала села,  значительному снижению  ее уровня технического и технологического обеспечения сельхозпроизводства [2].

Как показывает анализ, на сегодняшний день обеспечение и поддержание в работоспособном состоянии имеющегося инженерно-технического потенциала АПК является одной из основных задач, так как исторически сложился принцип, что инженерно-техническое обеспечение АПК России всегда было основой повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства [3, 4].

В Германии государственная поддержка сельхозтоваропроизводителя составляет 501 долл. США в расчете на 1 га, в США – 221, в России – только 14 долл. Отчисления на нужды сельского хозяйства в расчете на одного работника в России составляют 288 долл., тогда как в Канаде  – 14150, странах ЕС  – 19219, США – 36957, в Японии  – 29783 долл.

В связи с недостатком финансовых средств поступление тракторов в сельхозпредприятия сократились в 15,8 раза,  зерноуборочных комбайнов – в 8,6 раза, картофелеуборочных – в 20 раз, силосоуборочных и кормоуборочных – в 7,2 раза, сеялок тракторных – с 56,8 тысяч до 2 тысяч (в 28 раз). Это в свою очередь привело к сокращению, а по некоторым сельскохозяйственным машинам и к прекращению их производства.

Крупномасштабность сельскохозяйственного производства в России, различие зональных почвенно-климатических условий, недостаточность энерготехнического обеспечения хозяйств, отсутствие универсальности, разобщенность в выпускаемых заводами машинах и агрегатах, наличие собственных внутрихозяйственных служб – все это оказывает влияние на существование системы агротехнического сервиса,  поэтому он, в отличие от западного, должен иметь широкие производственные функции. 

В нашей стране целесообразно предусматривать более интенсивное инженерно-техническое обслуживание и ремонт машин, а также производственно-технологическое с выполнением сложных и трудоемких работ, в первую очередь, для экономически слабых сельхозтоваропроизводителей, а также материально-техническое и транспортное обеспечение всех структур АПК с доставкой промышленной продукции в хозяйства, информационно-маркетинговое и юридическое обеспечение [5].

В качестве одного из перспективных направлений развития технического сервиса можно определить создание и обслуживание рынка подержанной техники.  Ее с учетом стоимости по отношению к новым машинам станут приобретать ремонтные заводы, технические центры и дилеры и после ремонта будут реализовывать менее состоятельным клиентам.

Схема формирования и функционирования дилерских пунктов показана на рис. 1.

Схема функционирования дилерской службы

Рис. 1. Схема функционирования дилерской службы

Дилерская служба может выполнять определенный перечень услуг для потребителей и производителей сельскохозяйственных машин, например: прогнозировать потребность в новой технике и проводить ее рекламу; осуществлять предпродажную подготовку, продажу и доставку потребителям; лизинг и продажу подержанной техники; обучать потребителя работе на новой технике с наибольшим эффектом; проводить техническое обслуживание и ремонт, поставку запасных частей в гарантийный и послегарантийный периоды; арендовать севооборотные участки; выполнять отдельные виды транспортных и других работ.

Введение в практику аренды и лизинга сельскохозяйственной техники, продажа подержанной позволяют расширить виды услуг. Лизинг – это сдача в аренду различных видов технических средств преимущественно на среднесрочный и долгосрочный периоды, осуществляемая обычно в рамках трехсторонней сделки. Лизинговая фирма (дилер) приобретает у изготовителя технические средства по выбору клиента (сельхозтоваропроизводителя) и они передаются в распоряжение последнему с условием их выкупа. 

Лизинг позволяет клиенту приобретать технические средства без единовременного крупного вложения собственных средств и оплачивать определенную долю стоимости приобретаемой техники продукцией растениеводства и животноводства. 

Заводу-изготовителю лизинг позволяет расширять рынок сбыта своей продукции, оперативно получать полную оплату за реализованные технические средства. 

При этом, как показывает опыт, наиболее перспективным является лизинг с полным техническим сервисом, что создает условия для большего участия имеющихся ремонтно-обслуживающих предприятий в приближении выполняемых услуг к сельскому товаропроизводителю. Установка кредитных ставок на технику, реализуемую по лизингу, с учетом технического состояния позволит повысить их эффективность, снизить затраты на услуги, обусловит проведение сельскохозяйственных работ в требуемые агротехнические сроки. 

Для эффективной организации работы  дилера по обеспечению заказчиков наиболее необходимыми деталями, материалами и техническими средствами нужно организовать финансовый анализ, изучение спроса и результатов торговли, эффективное управление запасами, автоматизированную подготовку проектов заказов и пополнения склада. Все это поможет обеспечить раздельный учет машин как товара – объектов гарантии и ремонта с накапливанием информации по обслуживанию, снабжению запасными частями со статистическим анализом за ряд лет и параметров, определяющих группу скидок, характер цен; реализацию запасных частей по коммерческим ценам, восстановление агрегатов для своего оборотного фонда и др. [6].

Сформированная дилерская служба сможет учесть интересы заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники, с одной стороны, и ее потребителей  – с другой, и стать связующим звеном между ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015 110 с.
  2. Пучин, Е. А., Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Средства технологического оснащения в системе технического сервиса в АПК. М. : ООО «Издательство «Триада», 2004, 99 с.
  3. Кравченко И. Н., Корнеев В. М., Петровский Д. И., Катаев Ю. В. Технологическая подготовка предприятий технического сервиса: учебное пособие // М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2018. 188 с.
  4. Малыха Е. Ф. Составляющие технического сервиса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 8-1. С. 65-67.
  5. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 60-64.
  6. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3 С. 27-33.

 

Материал поступил в редакцию 23.09.2018
© Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., 2018