Влияние интенсивности систематических занятий физическими упражнениями на острую заболеваемость школьников 6-7 лет

Авторы: Криволапчук Игорь Альлерович, Герасимова Анастасия Альлеровна, Бондарева Светлана Анатольевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 50-55

Объём: 0,41

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Криволапчук И. А., Герасимова А. А., Бондарева С. А. Влияние интенсивности систематических занятий физическими упражнениями на острую заболеваемость школьников 6-7 лет // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 50-55.

Аннотация: Полученные результаты свидетельствую о том, что школьники 6-7 лет, посещающие уроки физической культуры с высокой интенсивностью нагрузки, характеризуются более благоприятной динамикой показателей острой заболеваемости по сравнению со сверстниками, выполняющими нагрузки средней интенсивности. Эффект влияния регулярных занятий физическими упражнениями высокой интенсивности, находит проявление в более кратком и легком течении острых респираторно-вирусных заболеваний. 

Вопрос о заболеваемости детей и подростков, регулярно занимающихся физическими упражнениями, является одним из важнейших в оздоровительной физической культуре и профилактической медицине. В большом количестве исследований доказано, что адекватно подобранные физические нагрузки обладают выраженным оздоровительным эффектом. Установлено, что систематические занятия физическими упражнениями уменьшают риск развития ряда неинфекционных заболеваний, оптимизируют энергетический обмен, снижают степень выраженности тревожности и депрессии [11, 12, 16, 17, 20, 21]. Особую роль физические упражнения играют в повышении сопротивляемости организма заболеваниям простудно-инфекционного характера [1, 6, 9, 10, 14, 18, 19]. Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями зависит от основных параметров физической нагрузки: интенсивности, длительности и частоты. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении величины оздоровительного эффекта. Важно отметить, что эффект нагрузки формируется лишь тогда, когда она достигает некоторой пороговой величины. С другой стороны, если интенсивность, объем или связанная с ними частота занятий, превышают адаптационные возможности организма, возникает реальная опасность увеличения заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями. Поэтому поиск оптимальных значений параметров физической нагрузки для лиц разного возраста, пола и уровня подготовленности является важной и в то же время нерешенной задачей.

Цель исследования – выявить особенности влияния уроков физической культуры средней и высокой интенсивности на показатели острой заболеваемости детей 6-7 лет.

Методика

В исследовании приняли участие 89 первоклассников 6-7 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Были сформированы 4 рандомизированные экспериментальные группы (ЭГ). Общая продолжительность эксперимента составила 30 недель. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений преимущественно аэробной направленности, выполняемых в течение 20 минут в основной части урока физической культуры. Занятия проводились 3 и 6 раз в неделю. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в величине максимального пульсового резерва (МПР) [13]. Различия между группами касались средней интенсивности нагрузки на уроке физической культуры. Использовали комплексы упражнений средней (40-50 % МПР) и высокой интенсивности (70-80 % МПР).

Анализ заболеваемости осуществлялся на основе выкопировки медицинских справок и записей в индивидуальных медицинских картах. Определяли показатели, характеризующие заболеваемость детей с временной утратой работоспособности [2]. Рассчитывали индекс здоровья.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ. Значимость различий определялась основе применения непараметрических критериев.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных результатов в зависимости от средней интенсивности нагрузки на уроке физической культуры показал, что данный параметр нагрузки оказывает существенное влияние на рассматриваемые показатели острой заболеваемости детей 6-7 лет (рис. 1).

Установлено, что группы школьников с «высокой» интенсивностью занятий по сравнению с первоклассниками со «средней» интенсивностью нагрузки, характеризуются пониженными величинами показателей частоты случаев заболеваний (p < 0,05) и количества дней болезни (p < 0,05). В группах школьников с высокой интенсивностью нагрузки отмечается также наибольшее количество ни разу не болевших детей (рис. 1) и, соответственно, высокий индекс здоровья. Важно отметить, что увеличение интенсивности нагрузки при фиксированном ее объеме сопровождается снижением показателей острой заболеваемости.

Полученные данные совпадают с результатами других работ. Эффект влияния регулярных занятий физическими упражнениями, находит проявление в более кратком и легком течении заболеваний у детей с оптимально высокой нагрузкой, по сравнению со сверстниками с низкой величиной «тренировочного» воздействия.

Известно, что положительное перекрестное воздействие дозированных физических нагрузок в отношении острых респираторно-вирусных заболеваний опосредуется их иммуномодулирующим эффектом. Адекватные физические нагрузки стимулируют и поддерживают на высоком уровне активность иммунной системы. Иммунный статус человека изменяется в зависимости от величины нагрузок [1, 4, 6, 8, 10, 15, 18]. В ряде фундаментальных работ показано, что наиболее эффективными в отношении профилактики простудных заболеваний, являются занятия физическими упражнениями с умеренными, непредельными по объему и интенсивности нагрузками, характерными для массового физического воспитания [1, 9, 14, 19]. Рационально подобранный режим занятий, использование оптимальной интенсивности, продолжительности и частоты физических нагрузок вызывают повышение активности гуморальных, клеточных и секреторных звеньев иммунной системы, обусловливая возрастание устойчивости организма к инфекциям [3, 4, 5, 7].

Результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют, что у лиц, отличающихся низкой интенсивностью и объемом физической нагрузки, симптомы ОРЗ возникают чаще, чем у регулярно выполняющих средние по величине физические нагрузки, в то время как наибольший риск ОРЗ, характерен для индивидов, применяющих предельные нагрузки, используемые в спорте высших достижений [4, 8, 9, 18].

 Число случаев заболеваний

Число дней болезни

Число ни разу не болевших детей

Рис. 1. Основные показатели острой заболеваемости детей экспериментальных групп

Примечание: За 100 % принят уровень показателя в ЭГ4

Заключение

Школьники 6-7 лет, посещающие уроки физической культуры с высокой интенсивностью нагрузки, характеризуются более благоприятной динамикой показателей острой заболеваемости по сравнению с детьми, использующими нагрузки средней интенсивности.

Эффект влияния регулярных занятий физическими упражнениями находит проявление в более кратком и легком течении острых респираторно-вирусных заболеваний у детей с оптимально высокой интенсивностью нагрузки, по сравнению со сверстниками со средней величиной интенсивности.

Полученные данные позволяют рассматривать интенсивность нагрузки в занятии как один из ведущих факторов, определяющих количественные характеристики острой заболеваемости детей 6-7 лет в начальный период адаптации к образовательной среде.

Работа поддержана грантом РФФИ (№ 17-06-00162а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аронов Г. Е., Иванова Н. И., Козлов М. И. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на состояние иммунологической реактивности // Иммунология и аллергология. Киев. 1986. № 20. С. 76-79.
  2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. 496 с.
  3. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. 560 с.
  4. Левандо В. А., Сафонов Л. В., Першин Б. Б. Материалы к обоснованию общей теории спортивной патологии // Вестник спортивной науки. 2008. № 4. С. 83-85.
  5. Мусин З. Х., Латухов С. В. Иммунная система человека и физическая нагрузка // Медицинская иммунология. 2007. Т. 9. № 1. С. 35-38.
  6. Подростковая медицина / Под ред. Проф. Л. И. Левиной. СПб.: Специальная литература, 2006. С. 659-689.
  7. Суздальницкий Р. С., Левандо В. А. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефицитов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. С. 18-22.
  8. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. 272 с.
  9. Швеллнус М., Джинс О., Мотаунг С., Сварт Дж. Спорт и инфекции // Олимпийское руководство по спортивной медицине. М.: Практика, 2011. С. 393-414.
  10. Шубик В. М., Левин М. Я. Иммунологическая реактивность юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. 136 с.
  11. Global Recommendations on Physical activity for Health. – Geneva, World Health Organization, 2010, 60 p.
  12. Janssen I., Leblanc A. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth // International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity, 2010, vol. 7, no. 40. pp. 1-16.
  13. Karvonen M. J., Viorimaa T. Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical aplication // Sports Medicine, 1988, no. 5, pp. 303–312.
  14. Nieman D. C. Special feature for the Olympics: effects of exercise on the immune system – exercise effects on systemic immunity // Immunology and Cell Biology. 2000, vol. 78, pp. 496-501.
  15. Pate R. R., Pratt M., Blair S. N. et al. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA 1995; vol. 273 (5), pp. 402-427.
  16. Pedersen B. K., Saltin B. Evidence for prescribing exercise as therapy in chronic disease // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports, 2006, 16. (Suppl. 1): 3–63.
  17. Physical Activity Guidelines Advisory Committee. 2018 Physical Activity Guidelines Advisory Committee Scientific Report. Washington, DC: U.S. Department of Health and Human Services, 2018, 779 p.
  18. Shephard R. J. Special feature for the Olympics: effects of exercise on the immune system: overview of the epidemiology of exercise immunology // Immunol Cell Biol. 2000, vol. 78, no. 5, pp. 485-495.
  19. Timmons B. W., Proudfoot N. A., Mac Donald M. J. et al. The health outcomes and physical activity in preschoolers (HOPP) study: rationale and design // BMC Public Health. 2012, vol. 12, issue 4, pp. 284-290.
  20. Warburton D. E., Nicol C. W., Bredin S. S. Health benefits of physical activity: the evidence // Canadian Medical Association Journal, 2006, 174 (6): 801–809.
  21. WHO launches Global Action Plan on Physical Activity. Available at: http://www.who.int/news-room/detail/04-06-2018-who-launches-global-action-plan-on-physical-activity (accessed 03 August 2018).

Материал поступил в редакцию 21.09.2018
© Криволапчук И. А., Герасимова А. А., Бондарева С. А., 2018